Одним из признаков греческой цивилизации был полис, или город-государство. Города-государства представляли собой небольшие независимые сообщества, в которых доминировали мужчины и которые были связаны между собой расовыми узами. Это означает, что членство в полисе было наследственным и не могло быть передано кому-либо вне семьи гражданина. Граждане любого данного полиса были элитной группой людей-рабы, крестьяне, женщины и постоянно проживающие иностранцы не были частью тела граждан.
Первоначально полис обозначал защищенный район, в который крестьяне определенной местности могли отступить в случае нападения. Одним из таких примеров является Афинский Акрополь. Со временем вокруг этих защищенных районов выросли города. Рост этих городов был незапланированным, и в отличие от городов-государств, с которыми мы сталкиваемся в Шумере, они не были расположены для коммерческих целей вблизи рек или морей. На самом деле поляки располагались далеко в глубине страны, чтобы избежать набегов с моря. Со временем в пределах полиса стала появляться Агора, или рынок. Агора была не только рынком, но и сердцем греческой интеллектуальной жизни и дискурса.
Масштабы полиса действительно были невелики. Когда философ Аристотель (384-322 до н. э.) пришел к обсуждению происхождения полиса в своей книге "политика в начале IV века до н. э.", он предположил, что " необходимо, чтобы граждане были настолько многочисленны, чтобы они знали личные качества друг друга и таким образом могли избирать своих должностных лиц и судить своих товарищей в суде разумно."До Аристотеля Платон фиксировал число граждан в идеальном государстве в 5040 взрослых мужчин. Для Платона (ок. 427-ок. 347 до н. э.), как и для Аристотеля, единственным истинным критерием размера полиса было то, что все граждане знают друг друга. Речь идет о конфликте между публичным и частным миром. Древние греки действительно не видели двух различных миров в жизни граждан. Вместо этого общественный мир должен был быть соединен с частным миром.
Граждане в любом полисе были связаны друг с другом кровными узами, и поэтому семейные узы были очень сильны. В детстве они вместе учились в школе, а когда стали мужчинами, то служили бок о бок во время войны. Они обсуждали друг друга на публичных собраниях, избирали друг друга магистратами, голосовали в качестве присяжных за или против своих сограждан. В таком обществе-обществе полиса - все граждане были тесно и непосредственно вовлечены в политику, правосудие, военную службу, религиозные церемонии, интеллектуальные дискуссии, спортивные состязания и художественные занятия. Уклонение от своих обязанностей было не только редкостью, но и предосудительным в глазах греческого гражданина. Греческие граждане имели не права, а обязанности. Гражданин, не выполняющий своих обязанностей, является социально деструктивным. В полисе Спарты такого гражданина называли "низшим"."В Афинах гражданин, который не занимал никакого официального положения или не был обычным оратором в собрании, был заклеймен как идиот.
Каждый полис отличался от другого. Например, некоторые поляки имели разные названия для месяцев года. Хотя между городами-государствами существовали сходства и различия, все они старались сохранить свою уникальную самобытность. То, что мы называем древнегреческим миром, на самом деле было сотнями независимых городов-государств или полисов. Ни один полис не был точной копией другого. Те, кто жил в пределах города-государства, считали всех остальных низшими существами. Кроме того, те люди, которые не говорили по-гречески, назывались варварами, корень нашего слова варвар.
Спарта
Было два города-государства, которые указывали на греческие города-государства в целом: Спарта и Афины. В Спарте, расположенной на Пелопоннесе, пять дорийских деревень объединились в Спартанское государство. В VIII веке это государство покорило все остальные народы Лаконии, одной из самых плодородных равнин Греции. Хотя спартанцы расширили свою территорию, они не расширили свое гражданство. Новые подданные (perioikoi) были жителями Лакедемонии, но граждане оставались ограниченными теми, кто родился в Спарте.
От Ликурга (никто не знает, кто был этот человек и почему его имя имело такое большое значение для спартанцев) мы узнаем, что мальчики уходили из дома в возрасте семи лет. Они были организованы в войска и играли в состязательные игры до своего 18-го года, когда они прошли четыре года военной подготовки. С 18 до 28 лет они жили вместе в казармах. В возрасте 30 лет они стали самостоятельными гражданами. Между собой они назывались "равными" – в глазах всех остальных они были спартанцами. Существует государственное образование для девочек, которые живут дома, но которые также организованы в войска. Мальчики и девочки собирались вместе, чтобы изучать основы обучения, а также танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах. Отношения между полами были гораздо более свободными, чем где-либо еще в греческом мире. Однако после вступления в брак (обычно в возрасте 30 лет для мужчин и 16 лет для женщин) муж ел в Мужском клубе до 60 лет, в то время как его жена оставалась дома.
Спартанское государство установило базовое равенство в землевладении и обеспечило граждан рабочими, называемыми илотами (покоренные народы, такие как Мессеняне, ставшие спартанскими крепостными). Другими словами, экономика была основана на идее, что рабы будут трудиться, чтобы снабжать спартанские армии едой, питьем и одеждой. В результате рабовладельческое население Спарты было огромным, что обусловило необходимость создания такого рода милитаристского государства, каким Спарта действительно стала. Спартанская Конституция допускала существование двух царей и поэтому была двойной монархией. Как высшие магистраты в городе-государстве, эти короли решали вопросы войны и мира.
Спартанская Конституция была смешанной, содержала элементы монархии, олигархии и демократии. Олигархический элемент был представлен Советом (герузией) старейшин, состоявшим из двадцати восьми мужчин старше шестидесяти лет, которые занимали свои должности пожизненно. Старейшины выполняли важные судебные функции, и с ними также консультировались, прежде чем какое-либо предложение было представлено Собранию спартанских граждан. Собрание (Апелла) состояло из всех граждан мужского пола старше тридцати лет. Теоретически окончательным органом власти было собрание, но на практике реальная функция Собрания заключалась в ратификации решений, уже принятых старейшинами и королями
Для греков гражданство-то есть активное участие всех граждан в политике – считалось высшим творческим искусством. В сущности, город-государство был синонимом его граждан. Подобно скульптору, гражданин лепил полностью округлое общество в соответствии со своим предвзятым представлением о том, каким оно должно быть.
Система, разработанная спартанским государством к концу VI века до н. э., была продуманной и целенаправленной. Он был создан не только для того, чтобы держать в узде постоянно растущее население илотов, но и для того, чтобы полностью реализовать человеческий идеал в обществе полиса. Спартанский идеал был суров, суров и ограничен в соответствии с нашими стандартами. Но когда политические мыслители, такие как Платон, решили создать свое идеальное общество на бумаге, они обратились за примерами к Спарте, а не к Афинам. Я полагаю, что истинная причина этого заключается в том, что спартанцы создали мир как в теории, так и на практике, в то время как афиняне почти всегда казались потерянными в том, что могло бы произойти. Хотя мы можем считать спартанский мир репрессивным или даже угнетающим, спартанцы видели его совсем не таким. В конце концов, у них было равенство в образовании, обучении и возможностях. Они также пользовались большим доходом, а также гордостью и славой.
Афины
В то время как Спарта установила свой контроль над Пелопоннесом, город-государство Афины контролировали область Аттического полуострова, к востоку и северо-востоку от Спарты. Афины были похожи на другие города-государства периода греческого возрождения с двумя важными отличиями: (1) они были больше как географически, так и с точки зрения своего населения и (2) те люди, которых они завоевали, не были низведены до рабства – таково было правило в Спарте. Таким образом, Афины никогда не сталкивались с проблемой попытки контролировать большое количество разгневанных и иногда жестоких подданных. Это также объясняет, почему Спарта должна была оставаться чрезвычайно милитаристским государством.
Примерно в 600 году до н. э., когда Ликург реформировал правовую систему спартанского государства, Афины столкнулись с углубляющимся политическим кризисом. Те крестьяне, которые снабжали город-государство продовольствием, не могли поспевать за спросом, потому что население Афин росло слишком быстро. Фермеры начали торговать своей землей, чтобы получить продовольствие, и быстро обанкротились, когда они продали свой последний кусок земли. Кризис был разрешен в 594 году до н. э., когда афиняне передали власть Солону (около 640-559 гг. до н. э.), бывшему высокопоставленному чиновнику. В своей роли архонта Солон аннулировал все сельскохозяйственные долги и объявил, что все рабы свободны. Он также провел конституционные реформы, которые разделили афинских подданных на четыре класса на основе их ежегодного сельскохозяйственного производства, а не Рождения. Члены трех высших орденов могли занимать государственные должности.
Система Солона исключала всех тех людей, которые не владели никакой продуктивной землей – женщин, детей, рабов, местных иностранцев, ремесленников и торговцев. Однако благодаря конституционным реформам Солона мужчины из более новых и менее обеспеченных семей смогли подняться в экономическом отношении и занять руководящие политические посты. Солон не положил конец сельскохозяйственному кризису в Греции, и поэтому фракционные распри остались.
В 561 году бывший военачальник Писистрат (около 600-527 до н. э.) появился в Афинах, захватил Акрополь и стал править как тиран вместо Солона. Вплоть до 527 года, когда он умер, он награждал обездоленных крестьян землей, конфискованной у более богатых семей. Он также поощрял торговлю и промышленность и участвовал в больших программах общественных работ. Строились храмы, благоустраивались религиозные центры. Писистрат также ввел новые религиозные праздники, такие как праздник, посвященный богу Дионисию, богу плодородия.
К середине VI века город вырос в размерах и богатстве. Кроме того, простые люди стали более уверенными в себе-у них был высокий уровень жизни, больше свободного времени в их распоряжении и они были гораздо лучше информированы, чем их предки. Поскольку такой тиран, как Писистрат, хотел передать свою власть более популярной опоре, именно во время его правления средний гражданин приобрел свой политический опыт. Кроме того, поскольку мужчины продолжали претендовать на должность на основе богатства, и поскольку доходы росли в VI веке, в деятельность правительства было включено большее число граждан.
Писистрату наследовал его старший сын Гиппий, правление которого было чем-то похоже на правление его отца. В 514 году до нашей эры был убит его брат Гиппарх, и Гиппий стал нервным и подозрительным. Наконец, один из знатных родов, изгнанных сыновьями Писистрата, Алемеониды, завоевал расположение Дельфийского оракула и воспользовался его поддержкой, чтобы убедить Спарту напасть на афинскую тиранию. Во главе с Клеоменом I спартанцы вторглись на территорию Афин в 510 году до н. э. Гиппий был свергнут и бежал в Персию.
Друг Клеомена Исагор занимал лидирующие позиции в Афинах после ухода спартанских войск, но ему не было оказано никакого сопротивления. Клисфен из восстановленного клана Алемейонидов был его главным соперником. Исагор пытался восстановить версию до-Солонского аристократического государства путем очищения списков граждан
Клисфен предпринял беспрецедентную акцию, обратившись к народу за политической поддержкой и завоевав этим программу большого народного обращения. В 508 году до нашей эры Клисфен учредил новую политическую организацию, в рамках которой граждане должны были играть более активную и непосредственную роль в управлении городом-государством. Он назвал эту новую политическую организацию демократией, или демократией – правление всего тела граждан. Он создал Совет из пятисот человек, который планировал деятельность общественных собраний. Все граждане мужского пола старше тридцати лет могут служить в Совете в течение одного года, и никто не может служить более двух сроков в течение всей жизни. Такая организация была необходима, думал Клисфен, чтобы каждый гражданин мог учиться на собственном политическом опыте. Имея такой личный интерес к своей демократии, Клисфен полагал, что не будет никаких граждан, которые могли бы сговориться и попытаться уничтожить систему.
Клисфен также разделил всех афинян на десять племен (заменив первоначальные четыре). Состав каждого племени гарантировал, что ни один регион не будет доминировать ни над одним из них. Поскольку племена имели общую религиозную деятельность и сражались как полковые подразделения, новая организация также увеличила бы преданность полису и уменьшила бы региональное разделение.
Каждое племя должно было послать пятьдесят человек, чтобы они служили в Совете пятисот (таким образом, заменив Совет Солона из 400 человек). Каждая группа из пятидесяти человек будет выполнять функции председательствующего комитета в течение тридцати пяти дней. Совет созвал собрание-собрание, которое, по состоянию на 450 год до н. э., состояло приблизительно из 21 000 граждан. Из этого числа, возможно, 12-15000 отсутствовали, поскольку они служили в армии, флоте или просто отсутствовали в Афинах по делам или иным причинам. Совет тщательно изучил квалификацию должностных лиц и распределение средств. Они следили за строительством доков и обследовали общественные здания. Они собирали ренту с государственных земель и следили за перераспределением конфискованного имущества. Члены Совета также отвечали за осмотр лошадей кавалерии, назначение государственных пенсий и прием иностранных делегаций. Иными словами, Совет отвечал за бесперебойную повседневную деятельность афинского города-государства.
Членство в совете было рассчитано на один год, но можно было избираться и на второй срок. Каждый год должно было выбираться не менее 250 новых членов, и было высказано предположение, что 35-45% всех афинских граждан имели опыт работы в Совете. Служба В Совете пятисот была работой на полный рабочий день, и те, кто служил, получали вознаграждение.
Каждый год 500 членов Совета и 550 стражей выбирались по жребию из деревень Афинского полиса. Эти люди были тщательно изучены советом, прежде чем они были выбраны, так что альтернативы всегда были доступны. Быстрая текучесть кадров в Совете обеспечила (1) наличие большого числа афинян, занимавших в течение своей жизни определенные политические посты, и (2) расширение и расширение членского состава ассамблеи. В состав Собрания входили все те граждане, которые не состояли в Совете 500 или не являлись государственными служащими. Ассамблея проводила сорок регулярных заседаний в год – по четыре заседания в течение каждого 35-дневного периода, на который был разделен год работы Совета. На первом совещании обсуждались поставки зерна, квалификация чиновников, вопросы обороны и остракизма. Второе заседание было открыто для обсуждения любого вопроса, а третье и четвертое заседания были посвящены обсуждению вопросов религии, иностранных и светских дел. В любое время могут быть созваны специальные совещания или чрезвычайные сессии.
Около 460 года до нашей эры Перикл (около 490-429 годов до нашей эры) использовал власть народа в судах и Собрании, чтобы разогнать Совет пятисот. При Перикле афинская демократия стала означать равенство справедливости и равных возможностей. Равенство в правосудии обеспечивается системой присяжных, которая гарантирует, что рабы и иностранцы-резиденты представлены через своих покровителей. Равенство возможностей не означает, что каждый человек имеет право на все. Это означало, что критериями отбора граждан на должность были заслуги и эффективность, а не богатство. В то время как Солон использовал критерий рождения для своих чиновников, а Клисфен использовал богатство, Перикл теперь использовал заслуги. Это был идеал для Перикла. То, что действительно происходило на практике, было совершенно иным. Греческий историк Фукидид (ок. 460-ок. 400 до н. э.) комментировал реальность демократии при Перикле, когда писал: "это была в теории демократия, но на самом деле она стала правлением первого афинянина. А историк Геродот (485-425 гг. до н. э.) добавил, что "нет ничего лучше, чем один человек, самый лучший."Этот" один человек, лучший " был аристократом, словом, от которого мы получили выражение аристократия. Итак, то, что начиналось как греческая демократия при Клисфене около 500 года до н. э., стало аристократией при Перикле к 430 году до н. э.
Совет пятисот и Ассамблея собирались часто, и то, что они обсуждали, было сосредоточено на явно местных проблемах. Но они также обсуждали то, что мы могли бы назвать только демократической теорией – то есть они постоянно обсуждали такие вопросы, как что такое хорошая жизнь? и какова наилучшая форма правления? Но, пожалуй, самыми важными из всех были дискуссии и дебаты по вопросам войны. И это важно понять, ибо V век, классическая эпоха Греции, - это эпоха почти постоянных войн. Между 490 и 474 годами до н. э. греки воевали с персами, а в конце века (431-404 гг.С.), война между Спартой и Афинами не только означала конец Афинского господства, но и смерть афинской прямой демократии.