Техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования - неотъемлемая часть эксплуатации техники, залог ее бесперебойной и безотказной работы даже в условиях серьезных нагрузок.
Поэтому крайне важно соблюдать периодичность технического обслуживания и профилактики всего парка оборудования и технических средств ЛПУ.
В современной инженерно-медицинской терминологии для таких средств есть специальный устоявшийся (и даже закрепленный в нормативных актах) термин – изделия медицинской техники, ИМТ.
Поскольку обслуживание и ремонт как отдельные виды деятельности, связанные с оборудованием, сформировались довольно давно, сегодня уже существует классификация видов обслуживания и ремонта медицинской техники. На данный момент такое разделение уже можно назвать общепринятым, или по крайней мере, понятным всем инженерам и медтехникам.
При этом стоит отметить, что, например, в большинстве договоров и контрактов на ТО данными терминами пользуются редко, указывая только формулировку “Обслуживание медицинского оборудования” или “комплекс мероприятий по техническому обслуживанию”.
Виды технического обслуживания медицинской техники
- Плановое (периодическое, регламентное) ТО
- Контроль технического состояния (плановый) КТС / ПКТС
- Текущее (внеплановое) ТО
- Ремонт и техническая диагностика
- Ввод в эксплуатацию;
Ремонтные работы, согласно нормативной документации, также являются частью комплекса мероприятий по техобслуживанию МИ (медицинских изделий)
В частности, это указано в определении технического обслуживания, приведенном в одном из самых свежих документов по тематике: ГОСТ Р 57501-2017 Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок:
Техническое обслуживание (ТО) - Комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности медицинских изделий (то есть медицинской техники, оборудования, приборов) при их использовании по назначению, предусмотренному производителем.
Плановое (периодическое, регламентное) ТО
Плановое техническое обслуживание медицинского оборудования выполняется регулярно (периодически), то есть через некоторые постоянные промежутки времени или при достижении отдельными узлами техники определенных значений наработки / выработки ресурса.
Периодическое ТО - ряд мероприятий, направленных на снижение износа, поддержание работоспособности и продление ресурса медтехники. К такой категории относят профилактические работы, например, чистку от пыли узлов и электронных блоков, чистку и замену фильтров, замену ламп, и т.д.
Периодичность планового ТО указывается производителем в сопутствующей документации, регламентах и рекомендациях. Также для определенных классов оборудования существует определенная устоявшаяся минимальная периодичность. То есть, пределы времени, реже которых проводить обслуживание не рекомендуется, поскольку это опасно и может привести к появлению неисправностей, угрожать здоровью врача / оператора медицинского прибора или пациента.
Периодичность (интервалы) планового технического обслуживания и контроля технического состояния медицинского оборудования
Как правило, рекомендуют придерживаться следующих минимальных сроков (периодов) обслуживания медтехники:
- 2 раза в год (Обслуживание каждое полугодие)
- 4 раза в год (Ежеквартальное обслуживание)
- 12 раз в год (Ежемесячное)
- Ежедневное ТО
Каждое полугодие рекомендуется обслуживать, например, гибкие эндоскопы. Более частые проверки и профилактика также возможны.
Ежеквартальное обслуживание рекомендуется для стерилизационного оборудования, многих ультразвуковых аппаратов, другой техники.
Ежемесячное обслуживание необходимо технике с большим количеством механики, пневматики, например, стоматологическим установкам. Частое обслуживание важно также для сложных диагностических комплексов.
Ежедневное ТО, как правило проводится операторами оборудования, медсестрами, лицами, ответственными за эксплуатацию медтехники в учреждении.
Обычно в комплекс ежедневных (ежесменных) операций входит отмывка / очистка рабочих камер стерилизаторов, чистка фильтров различной техники, смазка стоматологических наконечников, осмотр на повреждения, проверка режимов работы различной техники и т.д.
Разумеется, не всегда стоит четко придерживаться схемы 2 / 4 / 12 выездов инженера. В зависимости, от потока пациентов, режима использования и других факторов количество выездов (визитов) инженера в клинику можно увеличивать. В таких случаях во внимание принимаются
- Требования и регламенты, принятые в ЛПУ / больнице
- Рекомендации производителя оборудования
- Оценка состояния оборудования сервисным инженером и результаты периодической технической диагностики.
Внеплановое текущее обслуживание медицинского оборудования
Внеплановое текущее обслуживание ИМТ - выезд инженера или выполнения работ штатными техниками сверх установленного графика для поддержания функциональности и работоспособности техники, устранения мелких недочетов и сбоев.
Контроль технического состояния медицинского оборудования
Цель контроля технического состояния - выявить возможные скрытые неисправности или подтвердить соответствие аппарата всем необходимым параметрам. Плановый контроль технического состояния медтехники (ПКТС) могут выполнять как инженеры, так и операторы техники, врачи. Например, ежедневный ПКТС рекомендуется для ультразвукового и стоматологического оборудования.
В контроль технического состояния входит
- Визуальный осмотр
- Контроль сборки, люфтов, дефектов механических соединений (и т.д.)
- Проверка надежности крепления потолочных или настенных аппаратов
- Проверка режимов работы
- Проверка параметров (и визуализации) аппарата в каждом режиме
Виды ремонта медицинского оборудования и техники
Среди работ по ремонту медицинского оборудования, то есть операций, направленных на восстановление работоспособности и функциональности оборудования, выделяют:
- Текущий (внеплановый) ремонт
- Средний ремонт
- Капитальный ремонт
- Аварийный ремонт
- Заводской ремонт
Текущий ремонт медицинского оборудования направлен на устранение мелких (и средней сложности) неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации МИ (медицинских изделий, оборудования.
Средний ремонт - разновидность планового - замена или восстановление отдельных частей, узлов, плат, блоков медицинского оборудования. Например, к такой категории можно отнести несклонный компонентный ремонт некоторых электронных плат.
Иногда с этой категорией совмещают аварийный ремонт медтехники (но он также может выделяться в отдельную категорию. Это зависит в основном от принятых в организации стандартов). Аварийный ремонт необходим для устранения проблем, возникших в результате аварии, внезапной остановки оборудования, опасной ситуации, например, квенча сверхпроводникового магнита в МРТ аппарате.
Капитальный ремонт - устранение серьезных неисправностей, сложные ремонтные работы совмещенные с полной заменой всех необходимых расходных материалов у техники, отработавшей свой ресурс (и, если необходимо, значимых блоков) для возобновления работоспособности и продления срока эксплуатации.
Иногда выделяют заводской ремонт - операции по восстановлению оборудования, которые возможно качественно выполнить только в заводских условиях. В современном медицинском оборудовании таких операций немного. Более того качественное аппаратное обеспечение сервисной лаборатории позволяет существенно сократить объем таких работ и большую часть операций выполнять исключительно в условиях сервисного центра (или даже на месте установки техники - в ЛПУ).
Компания Кордисмед выполняет все виды технического обслуживания и ремонта медицинской техники.
Мы будем рады вам помочь!