Найти в Дзене
Rusfond.ru (Русфонд)

Юрист, инвалид-колясочник Роман из Новосибирской области выиграл суд у Сбербанка

Оглавление

Юрист, инвалид-колясочник Роман Соломатин из Новосибирской области выиграл суд у Сбербанка. Соломатин подал гражданский иск о компенсации морального вреда после того, как сотрудники отделения банка в Бердске отказались выдать ему социальную карту, когда он не смог зайти в помещение. Переступить порог Роману помешало отсутствие пандуса.

Роман Соломатин. Фото из личного архива
Роман Соломатин. Фото из личного архива

Недоступный «Мир»

В конце октября 2019 года Роман Соломатин поехал в одно из отделений Сбербанка в Бердске за социальной картой «Мир». Но попасть в банк и получить карту не смог: пандус был закрыт, там шел ремонт.

– Я был вместе с 15-летним сыном и пытался решить вопрос конструктивно, – рассказывает Роман, – предлагал, чтобы сын, которому я совершенно доверяю, ввел в отделении ПИН-код вместо меня, чтобы мне вынесли на улицу портативный терминал. На все свои предложения получил категорический отказ. Сказали, что единственный выход – аннулировать карту и заказать ее в другом отделении, куда я смогу попасть.

⭐️ Роман подал гражданский иск к Сбербанку о взыскании компенсации морального вреда

Его дискриминировали по признаку инвалидности: он не смог реализовать свои права в получении услуги – социальной карты для пенсионного обслуживания.

– Я наткнулся не просто на техническую невозможность ее забрать, – говорит Роман, – а на очередное проявление равнодушия, безразличия по отношению к таким, как я.

19 июня 2020 года суд частично удовлетворил иск Романа Соломатина. Моральный ущерб оценен в 30 тыс. руб., а дискриминации в действиях сотрудников банка суд и вовсе не нашел.

Судебное решение может быть обжаловано до 29 июля, но Роман пока не решил, будет ли этим заниматься. Однако с постановлением суда он не согласен:

– 30 тыс. не наказание для Сбербанка, который позиционирует себя как эталон социально ориентированного бизнеса. Мне кажется, здесь должны более внимательно относиться к проблемам социально незащищенных групп, в том числе людей с инвалидностью. А вот если Сбербанк обжалует решение суда, это придаст мне больше энергии. Буду искать спонсоров, поддержку, пойду до конца.

В ходе одного из судебных заседаний Роман заявил, что готовит второй иск – как потребитель, который не получил услугу. Но на днях социальную карту, которую он заказывал в банке еще в октябре прошлого года, доставили на дом.

– Если такая возможность всегда существовала, почему мне сразу не сообщили об этом? – удивляется Роман.

На сайте Сбербанка мы не нашли информации о том, что готовые дебетовые карты могут быть доставлены получателю на дом. В прошлом году организация планировала запуск пилотного проекта по доставке, однако о результатах пока не сообщается. Сотрудник Сбербанка в чате по поддержке физических лиц при запросе «Доставка карты на дом» ничего не говорит о существовании дополнительных опций для человека с инвалидностью, ограничиваясь стандартными объяснениями и приглашениями посетить ближайшее отделение банка или сделать нотариальную доверенность, чтобы карту мог получить другой человек.

Роман вспоминает дело еще одного жителя Бердска, тоже инвалида-колясочника Андрея Малюгина, который судился с «Почтой России» из-за неподходящей для передвижения конструкции пандуса на крыльце одного из отделений. Ему присудили 5 тыс. руб. за нанесенный моральный ущерб.

– Такое решение – насмешка над людьми с инвалидностью, – говорит Роман. – Конечно, «Почта России» оказывает услуги на дому, но каждый человек имеет право выбора – вызвать сотрудника или сходить на почту самостоятельно.

⭐️ Почему Роман решил оставить заявку на карту в отделении, в котором так и не смог ее получить? Потому что знал, что у одного из входов есть пандус. Не выдерживающий никакой критики, сделанный не по ГОСТу, но все-таки есть. С помощью других людей Роман однажды забрался по нему наверх и попал внутрь.

– Никакого корыстного умысла у меня не было, я о борьбе и не помышлял, – говорит Роман. – Хочу это особо отметить, а то будут говорить, что это «инвалидский экстремизм» – по аналогии с людьми, которые судятся из-за каждой мелочи и злоупотребляют законом в корыстных целях.

Роман рассказывает, что до этого происшествия терпеливо относился к проблемам, которые сопровождают жизнь инвалидов:

⭐️ – Терпел я очень долго – восемь лет с момента травмы. Так вот, мой иск к Сбербанку – первый иск ради себя самого.

Но и ради других тоже, потому что я знаю, что у всех нас, инвалидов, разный уровень активности, разные условия жизни. Кто-то не представляет, что можно бороться за свои права, а кто-то просто не может.

В Бердске больше ста взрослых колясочников, многих Роман знает лично. И хорошо понимает, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Сам старается поддерживать активный образ жизни, не засиживаться дома, по возможности путешествует. Однако каждый выход в город для него – настоящий стресс:

– Приходится постоянно просить о помощи – преодолеть высокий бордюр, подняться по лестнице, въехать на крутой пандус. Проще дома сидеть – и так думает 99% инвалидов, которые вполне были бы в состоянии самостоятельно перемещаться по городу, если бы не недоступная среда вокруг.

Наталья Волкова, корреспондент Русфонда, полная версия материала на сайте Русфонд. Медиа

Канал Русфонд. Дзен рассказывает о людях, которым нужна помощь и наша поддержка. Делитесь с друзьями о таких людях. Спасибо, что вы с нами!
🌷и ... Подписывайтесь на наш канал. 🌷