Лицензионный договор — это способ распоряжения исключительным (материальным правом) с целью коммерциализации.
При оформлении такого договора ключевыми моментами являются:
- Объект интеллектуальной собственности (товарный знак, патент, авторское произведение), который будет передан для использования третьему лицу;
- Срок и стоимость предоставления права;
- Способы (полномочия) для использования права;
- Вид лицензии и иные условия.
Последние два пункта зависят от вида интеллектуальной собственности.
Для товарного знака актуальными способами использования являются:
- Размещение в рекламных материалах;
- Размещение на вывеске, корпоративных продуктах;
- Использование на этикетке, упаковке продукции.
А для авторских произведений такими способами могут быть:
- Чтение произведения на публичном мероприятии;
- Показ произведения на выставке;
- Изображение произведения в брошюрах или каталогах, а также их тиражирование.
От перечисленных в договоре способов может зависеть стоимость лицензии.
Для товарных знаков, патентов, а также программ для ЭВМ и баз данных факт заключения договора подлежит государственной регистрации в Патентном ведомстве РФ. Данная процедура включает оплату пошлины.
Лицензия бывает двух видов:
- неисключительная, когда правообладатель сохраняет за собой право заключения лицензионных договор с другими лицами;
- исключительная, когда факт заключения лицензионного договора ограничивает сторон к сделкам с другими лицами.
Эти положения относятся к сделкам с конкретным объектом интеллектуальной собственности и не распространятся для заключения лицензий по другим объектам.
Примеры лицензионных договоров:
- галерея открывает новую выставку, где представит публике картины зарубежной галереи. В этом случае галереи заключают договор, обозначая срок предоставления произведений и их изображений. Также утверждается список предоставляемых произведений, положения о безопасности и стоимость, начиная от стоимости билетов на выставку до размера лицензионных платежей.
- предприниматель, который планирует выход на рынок, обнаруживает, что бренд уже зарегистрирован как товарный знак. Чтобы не нарушать права правообладателя, он договаривается о заключения лицензии. Такая форма сотрудничества может быть полезна для расширения известности и присутствия бренда на рынке. При это отсутствует нарушение прав и введение потребителя в заблуждение.
Лицензионный договор является эффективным инструментом коммерциализации бренда и соблюдения интересов сторон всех участников рынка.
Ну вот и разобрались с еще одним интересным и очень важным термином, за что огромное спасибо нашим друзьям - экспертам Центра интеллектуальной собственности IPhub
На следующей неделе нас ждёт буква М ... мммм, здорово!