Найти в Дзене
Анна Ульман

Цветочные истории. Россия

Всем привет!👋🏻

Продолжаю рассказывать о цветах в искусстве. Что же происходило в России? Когда проснулась любовь к изображению цветов в нашей полосе, что нам сейчас известно. Мой рассказ будет большим по этому я поделила его на части.

В России талантливейшие умельцы-садоводы из народа создавали и возделывали фруктово-ягодные и декоративные сады, изумлявшие иноземцев красотой и плодами невиданных качеств.

Садоводчество в Киеве развивалось уже в XI веке, в «Повести временных лет» Нестора-летописца(1055-1115г) упоминается о монахе-садовнике Микуле в Вышгороде. Сады и огороды были сосредоточены возле столицы и это понятно, т.к. климатические условия Киева лучше, чем в центральной части России. Но уже в XII - XIII веке цветоводство получило распространение во Владимирском, Московском, Рязанском княжестве. В Москве и Подмосковье разведение цветов приобрело популярность к XIV веку. Известно, что в начале XVI века в селе Коломенском росли превосходные плодовые сады с тысячами яблонь, вишен, большим количеством кустов смородины, малины. О любви наших предков к садам и цветам свидетельствуют фрески и заставки в старинных рукописях 14-17 вв., цветы в самобытных вышивках на скатертях и полотенцах. Недаром о них упоминается в старинных народных песнях.

Среди легенд и преданий, бытующих на двинской земле, живёт легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван 3, подчинил себе земли русские. Дань платили даже Псков и вольный Новгород. Однако новгородские бояре во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могли смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород, а Марфа якобы вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни вёрст».   

Известно, что Пётр I уделял много внимания цветам «.. сад разведён насажден собственными трудолюбивыми руками Петра Великого в 1730 году.» Деревянный дворец окружали сады со скотными дворами и конюшнями, рыбными прудами, плодовыми деревьями, ягодными и овощными грядками, теплицами, оранжереями и пасекой. 

К этому времени относится и возникновение Летнего сада, Стрельны, Петергофского сада, сада в Ораниенбауме; позднее возникли сады и парки Царского Села.

Любовь императора Петра I к всевозможным редкостям в природе, определила приоритеты в жанре натюрморта «цветов и плодов» - ботаническая иллюстрация. В 1717 году Пётр приобрёл оригинальные рисунки голландской художницы Марии Сибиллы Мериан, исполненные для книги «Метаморфозы суринамских насекомых». Натурные рисунки растений, объединённые в сборники, издавна служили источником для живописных композиций, орнаментов и даже вышивок.

Стремясь к достоверности изображений, Мериан тщательно изучала растения и насекомых, используя микроскоп. В то же время её произведения поражают декоративной выразительностью композиций и цветового решения. Художница обожала бабочек: «Насекомые сие сквозь увеличительное стекло кажет на себе великие красоты, да и так, что и сочинитель не нашёлся в состоянии совершенно того описать».

Восторженный любитель природы и тонкий наблюдатель мира насекомых, Мериан одна из первых исследовала многоцветный растительный и животный мир Южной Америки. В 1699 году вместе с дочерью она отправилась в путешествие в голландскую колонию Суринам и провела там два года. В 1705 году в Амстердаме вышла в свет роскошно иллюстрированная книга «Метаморфозы суринамских насекомых». На суринамских акварелях Мериан использовала всю плоскость листа. В целях более удачного построения композиций в них включены также насекомые и личинки, не отражающие главного мотива рисунков.

«Я рисовала теперь в манере, как это раньше делала в Германии, но все на пергамене в большой лист, как окружение, так и животных в натуральную величину»,- писала Мериан. Пергамен, на котором выполнены суринамские акварели, известен под названием «неродившаяся кожа», поскольку изготовлялся из кожи не успевших родиться животных. Художница подготовляла его и грунтовала белым цветом, так что получалась нежная гладкая поверхность для рисунка.

В монументальной живописи цветочные натюрморты также получили распространение уже в начале XVIII столетия. В Летнем дворце Петра I находятся десюдепорты с изображениями корзин с цветами.

Десюдепорты – это наддверное панно.

В 1767 году в Академии Художеств появился класс живописи цветов и плодов, просуществовавший почти до конца столетия. В трактате педагога И. Урванова суть жанра определена так: « В цветочном роде употребительны предметы суть: цветы, фрукты, насекомые, и к оным иногда присовокупляются вазы, стаканы, блюды, ножи и проч.».

Художник цветочного натюрморта должен был быть хорошим колористом и отменным рисовальщиком. Особенно важно было рисовать с натуры, фиксировать точное строение растений, плодов и насекомых.

Интересно, что в Академии существовала статья расходов для покупки плодов, выступавших в роли «натурщиков».

Продолжение следует...