Найти в Дзене
Герои Истории

Как понимать авангардизм? Часть первая, историческая

Как понимать сюрреализм и, в целом, авангардное искусство? Откуда это искусство взялось в 20 веке? Отрицанием и утверждением чего является это художественное направление? На все эти вопросы уже давным-давно ответили авторитетные писатели и ученые. Литературы на эту тему тьма тьмущая, однако, по-прежнему творчество авангардистов привлекает к себе внимание, порождает кривотолки и споры.
Как и

Как понимать сюрреализм и, в целом, авангардное искусство? Откуда это искусство взялось в 20 веке? Отрицанием и утверждением чего является это художественное направление? На все эти вопросы уже давным-давно ответили авторитетные писатели и ученые. Литературы на эту тему тьма тьмущая, однако, по-прежнему творчество авангардистов привлекает к себе внимание, порождает кривотолки и споры.

Как и раньше, считается, что авангард – это искусство «не для всех», а только для обладающих «особым эстетическим чутьём» избранных. Но так ли это?

Философская лампа. Художник Рене Магритт, 1936 г
Философская лампа. Художник Рене Магритт, 1936 г

Я считаю такое утверждение специально навязываемым заблуждением и попытаюсь доказать обратное. Для этого постараюсь обобщить основные точки зрения и покажу три вполне научные направления, в русле которых без труда можно найти ответы на все возможные вопросы. Направления эти называются история, психология и маркетинг. Искусствоведение? Нет, извините, слишком далеко оно от народа (шутка).

Итак, история. Нам хорошо известно, что говорил председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущёв после посещения выставки советского авангардного искусства в 1962 году: «Советскому народу это не нужно! Запретить! Мазня!..», и так далее, по тексту доклада. Никита Сергеевич, в общем, выразил мнение большинства людей не только советской страны, но и всей планеты Земля. Непонимание, негодование и нежелание это видеть вообще.

Н.С. Хрущёв "разносит" выставку советских художников-авангардистов, 1962 г
Н.С. Хрущёв "разносит" выставку советских художников-авангардистов, 1962 г

Однако для точки зрения лидера первой в мире страны победившего пролетариата это было не очень справедливо. Авангард в начале 20 века был революционным направлением в искусстве, которое, так же как и коммунисты отвергало ценности старого мира.

Фактически, уже к 1914 году, к началу Первой мировой войны в искусстве существовали все направления, которые были обозначены обобщающими понятиями «модернизм» или «авангардизм»: экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, футуризм, функционализм. Что-то может быть упустил, поправьте. И «Чёрный квадрат» Малевича уже произвёл фурор, «убив живопись» в 1915 году. Но это была лишь подготовка. Революция в искусстве началась в 1916 году, когда появился дадаизм – предшественник сюрреализма.

Манифест дадаистов был провозглашён в Цюрихе, в нейтральной Швейцарии, в городе, где в это же время дожидались своего часа пламенные русские революционеры во главе с Владимиром Лениным. Ирония истории? Случайное совпадение? Может быть. Хрущёва, обратите внимание, в Цюрихе не было. Дадаизм обнаружил себя рожденным в маленьком швейцарском "Кабаре Вольтера", откуда начал своё наступление на академическое «либерально-буржуазное» творчество.

Гюго Болл, поэт и дадаист, одетый в кубистический костюм в "Кабаре Вольтера" в Цюрихе в 1916 году
Гюго Болл, поэт и дадаист, одетый в кубистический костюм в "Кабаре Вольтера" в Цюрихе в 1916 году

«Восстанием против здравого смысла», «иррационализмом», и даже «идиотизмом» – такими нелицеприятными выражениями встречали критики появление нового шокирующего искусства. Если раньше нужно было долгие годы учиться на художника и добиваться признания, то теперь достаточно было нарезать фигуры из газеты или цветного картона, разбросать их в произвольном порядке на листе бумаги и объявить это произведением искусства. Или поставить на пьедестал пустую бутылку и заявить, что она является "магическим трансцендентным объектом" и живёт тайной жизнью. Конечно, против такого восставала вся художественная традиция мира, что дадаистам и нужно было. Скандал, эпатаж и ещё раз скандал – вот оружие революционного художника.

Нужно сказать, что подобные художественные эксперименты проводились уже до этого Пабло Пикассо и менее известными художниками, но только дадаисты впервые применили все доступные средства "промоушена" своих художественных экспериментов, поставив это дело на поток.

Однако век дилетантов был недолог, как и всегда бывает там, где пахнет большими деньгами. Чтобы рисовать на уровне Сальвадора Дали, мало обладать буйной фантазией. В книге «Дегуманизация искусства», написанной в 1925 году испанским философом Хосе Ортега-и-Гассетом, предлагается теория модернизма как искусства, которое и не скрывает свою направленность на разделение людей на "понимающее" меньшинство и "не понимающее" большинство. Философ указывает на то, что новое искусство имеет тенденцию «избегать всякой фальши» и с этим связано тщательное исполнительское мастерство авторов. Фальшь чувствуется, поэтому попытки дилетантов поставить на пьедестал бутылку будут тщетны. Не получится, не пытайтесь.

Вернёмся в Цюрих. В 1917 году одна группа бунтарствующих интеллектуалов разъезжается по европейским столицам сотворять скандал и новое искусство, а другая направляется в Россию совершать революцию. В первые годы после Октябрьской революции 1917 года русский авангард вполне находил общий язык с новым правительством. Броский, яркий, угловатый и доходчивый стиль плакатов «Окон сатиры РОСТА» Маяковского и Малевича сослужил свою службу в становлении советской власти.

Всё меняется после утверждения у власти И.В. Сталина. Простому советскому человеку нужно понятное идейное искусство – приоритет отдаётся «социалистическому реализму», теперь искания и эксперименты, мягко говоря, "не приветствуются". А продемонстрировать достижения советской власти должна архитектура неоклассического наполеоновского стиля из 19 века, так называемый "сталинский ампир" – выбор, который повергает в ужас европейских модернистов и конструктивистов, мгновенно превратившихся из «друзей СССР» во «врагов народа». А после Сталина был Хрущев, остальное вы знаете.

На этом с исторической частью закончим. Она была нужна для того, чтобы показать, что за любой «непонятной» картиной стоит культурный и ситуационный фон, а художник, её рисующий, является человеком своего времени, имеет определённый набор навыков и конкретную мотивацию. В этом несложно разобраться и это первый шаг к тому, чтобы опровергнуть миф о том, что существует какое-либо «искусство не для всех». Следующая статья из этого цикла будет посвящена психологии сюрреализма.

Д.М.

Продолжение "Как понимать авангардизм? Часть вторая, психологическая".

Рекомендую к прочтению: "Мария Денега: "Сын человеческий" в интерпретации триангулизма".

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!