Распространение коронавируса и последующее введение существенных ограничений серьезно сказались на рынке новостроек во всех сегментах, включая бизнес-класс. Как рассказали порталу «НовостройСити» в компании Knight Frank, по итогам первой половины 2020 года спрос на столичные проекты серьезно просел – многие покупатели решили отложить квартирный вопрос до восстановления ситуации. Кроме того, в некоторых компаниях и ведомствах возникали определенные трудности с дистанционными продажами и регистрацией сделок.
Что произошло со спросом?
По данным экспертов компании, всего за первые 6 месяцев этого года в проектах бизнес-класса было реализовано 6.7 тысяч лотов, как в формате квартир, так и апартаментов. А это на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом основной объем предложения был продан в первом квартале 2020 года – около 60%. С апреля по июнь было реализовано лишь 2.8 тысяч квартир и апартаментов.
При этом драйвером развития рынка недвижимости, как и всегда, выступила ипотека. Так, в этом году возросла доля ипотечных сделок. Если в прошлом году этот показатель в рамках бизнес-класса составлял 39%, то в этом – уже 49%. Таким образом, практически каждая вторая сделка осуществлялась с помощью ипотечного кредитования.
Среди основных причин снижения спроса – ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекции. Даже несмотря на то, что большая доля девелоперов ввела возможность дистанционной покупки, в некоторых комплексах продажи снизились в 2-3 раза. Но в некоторых, напротив, был зафиксирован рост продаж. Например, в ЖК «Серебряный фонтан», «Зиларт», Headliner, «Династия» и проч.
Что произошло с застройщиками?
Эксперты компании выяснили, что в целом активность девелоперов осталась на том же уровне, что и в прошлом году. Во втором квартале, к примеру, в продажи вышел только один комплекс бизнес-класса - ЖК «Residence Hall Шаболовский». А за первые три месяца 2020 года продажи стартовали в 2 проектах и в новых корпусах некоторых уже реализующихся комплексов, и восстановились еще в одном. В совокупности же на рынок было выведено свыше 4 тысяч квартир и апартаментов.
Что с ценами?
Во время карантина застройщики очень осторожно подходили к вопросу ценообразования. По результатам первой половины года стоимость квадратного метра в среднем увеличилась на 2% - до 291 тысяч рублей.
Вместе с тем стоит отметить, что увеличение доли нового предложения также стало основным сдерживающим фактором. Так, порядка 1/6 всего объема предложения находится на начальной стадии строительства.
Средняя стоимость лота бизнес-класса в Москве выросла пропорционально стоимости квадратного метра. Так, в конце июня средневзвешенный бюджет составил 22.7 млн рублей.
Больше всего лото представлено по стоимости от 10 до 20 млн рублей – 47%. Это на 4% меньше, чем в предыдущем полугодии. Доля квартир и апартаментов по цене 20-30 млн рублей увеличилась, что объясняется вымыванием наиболее ликвидных объектов.