Коммерческое предложение - это отправная точка во взаимоотношениях веб-разработчика и заказчика. Как правило, если оно нравится заказчику, он подписывает договор на оказание услуг по созданию сайта. Но вот вопрос: как убедиться, что заказчик принимает решение не эмоционально, а рационально? Как раз об этом мы сегодня и расскажем коротко и максимально простым языком.
Что такое “холодные” и “теплые” коммерческие предложения
Коммерческие предложения можно поделить на два типа: “холодные” и “теплые”. “Холодные” по сути являются вариацией “холодных” email-рассылок, когда одно и то же сообщение рассылается веб-студиями сразу десяткам или даже сотням адресатов. Ситуации, когда они представляют ценность - единичные.
“Теплые” коммерческие предложения на веб-разработку (далее - КП) обязательно должны отражать индивидуальный подход подрядчика к задаче и крайне желательно, чтобы они презентовались им лично (не важно, в онлайне или оффлайне). Для того, чтобы составить такое предложение, исполнитель должен заранее пообщаться с потенциальным заказчиком или получить от него заполненный бриф. Если этого не произошло - КП априори является “холодным” и не имеет ценности.
На что обратить внимание при изучении коммерческого предложения
При изучении “теплого” КП перед заказчиком сайта стоят две основные задачи: 1) он должен убедиться, что потенциальный подрядчик имеет необходимые компетенции и 2) что предлагаемые им решения оптимально подходят для реализации конкретного проекта.
Признаки того, что подрядчик приславший/презентующий КП хорошо подходит для создания именно вашего сайта (сам по себе каждый пункт имеет небольшое значение, но чем больше совпадений - тем лучше):
- Описанная в КП задача максимально учитывает текущие бизнес-проблемы заказчика (например, посредством редизайна подрядчик обещает повысить конверсии или обеспечить повышение сайта в поисковых выдачах);
- Бюджет и сроки, обозначенные в КП, соответствуют ожиданиям заказчика. Однако здесь предупредим сразу, по статистике около 30-40% проектов по веб-разработке уже в ходе реализации упираются в необходимость сдвига дедлайнов и повышения бюджетов. Вывод: для избежания проблем заказчику лучше изначально закладывать в бюджет и тайминг запас примерно в треть от изначально заявленных подрядчиком или озвученных ему значений;
- В КП указано, что подрядчик уже реализовал проекты нужной тематике и имеет в портфолио несколько сайтов того же типа и функционала;
- В КП имеется аналитическая часть, то есть потенциальный исполнитель уже изучил специфику бизнеса заказчика и получил данные, которые необходимо учесть при создании сайта;
- КП содержит не только концепцию, но и ориентировочную структуру будущего сайта, а также описание необходимого функционала;
- Все предложения потенциального подрядчика имеют аргументацию.
Добавим, что перед подписанием договора, заказчику стоит внимательно изучить кейсы, размещенные на сайте веб-студии, а также отзывы о нем на независимых площадках.
Вот вкратце и все. Добавим лишь, что пример коммерческого предложения на разработку сайта, которое заслуживает внимания, можно найти на тендерной площадке Workspace.