Простые правила, чтобы быть откровенным и не запутать ребенка, а продемонстрировать свою любовь и понимание. Итак: как же выглядят эти двойные послания:
1️⃣ Бывает так, что в семье мама говорит одно, папа говорит другое. Это вызывает диссонанс у ребенка, т.е. спутанность, потому что он не понимает на чье мнение ему ориентироваться. Тогда ему приходиться выбирать: иногда он ориентируется на родителя, который более авторитетен для него, иногда на того родителя с кем ближе эмоциональная связь, иногда на того, кого боится. Это запутывает ребенка. Такая ситуация помимо прочего может послужить поводом для конфликта с противоположным родителем или спровоцировать конфликт между родителями. Поэтому мы советуем придерживаться хотя бы единой стратегии воспитания, так как родители могут отличаться по темпераменту, по своему опыту детско-родительских отношений (например, один родитель использует авторитарный стиль воспитания, другой либеральный), но важно чтобы посыл был одинаковый, и присутствовали совместные договоренности. В ином случае ребенку сложно находится в состоянии вечного выбора, и формируется внутренний конфликт, который потом приходится разрешать в кабинете у психолога.
2️⃣ Непосредственно неосознанные двойные послания: когда говорят одно, а поведение, невербальные манеры, эмоции транслируют другое. Например, родитель говорит, что любит ребенка, но всем видом показывает свое раздражение в моменте, либо обнимая отталкивает. То есть происходят какие-то такие телесные движения, которые у ребенка могут вызвать спутанные чувства. Он попросту не понимает как к нему относится родитель. Это происходит не только в детско-родительских отношениях, но и в межличностных.
3️⃣ В вербальных проявлениях двойные послания встречаются в таких распространенных фразах как “закрой рот и ешь”. Это уже какая-то невозможность, как можно кушать с закрытым ртом. Мы должны помнить, что разговариваем с детьми и они во многом понимают все довольно буквально. Взрослому ясно, что он имеет в виду, но ребенку смысл не объясняется, а значит это спутывает его.
4️⃣ Трансляция диаметрально противоположного отношения к ребенку в зависимости от его поведения. Кротко стоит пояснить, что в представлениях гармоничной семьи, как бы ребенок себя не вел его все равно любят: нахулиганил ли он или принес пятерку из школы - его могут поругать или похвалить, но любят его одинаково. Некоторые же родители транслируют ребенку следующее: когда ты ведешь себя плохо я тебя не люблю, люблю только при хорошем поведении. И ребенку становится сложно, он начинает думать, что ему всегда нужно вести себя хорошо. Но хорошо это как? Как я должен себя вести, чтобы понравится родителям? Плюс в таком поведении интересы и чувства ребенка отходят на второй план. А значит формируется внутренний конфликт со всеми вытекающими последствиями, которые непременно скажутся на его психологическом здоровье в моменте и в будущем.
Ищите публикации по теме по хештегу #квартет_детскоеразвитие #психолог #психология #детскийпсихолог #квартет_психологическийцентр. Материал подготовлен при участии Маргариты Агасарян