Найти в Дзене
Тонкая штучка

Стенли Кубрик и классическая музыка

Одна моя знакомая много лет назад сказала, что фильмы Стенли Кубрика помогли ей узнать и полюбить классическую музыку. Что до них она ее знать не знала, но теперь имена Баха, Генделя, Шостаковича и многих других великих композиторов прошлого у нее не просто на слуху. Она разбирается в их творчестве. Спасибо Стенли!

Но почему она так сказала? Что такого в своих фильмах делал проказник Стенли? Великий режиссер Кубрин знал главный секрет классической музыки и великих композиторов прошлого: в их произведениях живёт вечность.

Кадр из фильма "Барри Линдон"
Кадр из фильма "Барри Линдон"

Кто помнил о "Сарабанде" Генделя кроме специалистов? А Кубрик ввел ее в культурный оборот и теперь этот скорбный танец - непременный гость как в кино, так и на телевидении. Бьюсь об заклад, где-нибудь вы ее наверняка слышали! А впервые на большой экране она прозвучала в кинофильме "Барри Линдон" Кубрика, костюмной экранизации 1975 года по роману У. Теккерея. Классика в классике... Вот вам трек, послушайте. В фильме Кубрика эта Сарабанда воплощает неумолимость рока и завершает все киноповествование, придавая ему вневременное воплощение.

Кроме этого, в "Барри Линдоне" звучит ряд других старинных классических произведений - известных и не очень - в современной аранжировке, придающей им более драматическую трактовку. За лучшую музыку к фильму картина получила "Оскар". Не правда ли, это впечатляет? Но в то же время становится понятно, что современная музыка с классической соревнования не выдерживает. Хотя классика и основательно подзабыта.

Но до "Барри Линдона" у Кубрика был "Заводной апельсин" с Малькольмом Макдауэллом, 1971 год. Главный герой картина Алекс де Лардж был фанатом музыки Людвига ван Бетховена. Это определило музыкальный строй всей картины. Композтитор фильма Уолтер Карлос создал аранжировки к Девятой симфонии Бетховена. А кроме того, здесь звучит музыка Перселла.

Кадр из фильма "Заводной апельсин"
Кадр из фильма "Заводной апельсин"

Перселл не известен в широких кругах, это музыка для меломанов. Но режиссеры часто обращаются к его музыке - так она прекрасна и трагична. Послушайте, какую именно тему избрал Кубрик для своей картины "Заводной апельсин".

И, да, загадка Кубрика здесь заключается вот в чем: сама по себе классическая музыка не делает человека лучше. Ею могут восхищаться, ее могут ценить и понимать такие персонажи, как ужасающий Алекс.

О Стенли Кубрике и музыке в его фильмах можно говорить еще много, но, пожалуй, мы продолжим разговор в другой раз. А вы - добавляйте услышанные композиции в свой плейлист. В мой плейлист я из уже давно добавилаю

Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.