Найти тему
Наталья Швец

Послы о Хюррем-султан

Кадр из сериала «Великолепный век». Фото: открытые источники
Кадр из сериала «Великолепный век». Фото: открытые источники

В своей прошлой публикации довольно подробно рассказала о «Турецких письмах» Ожье Гислена де Бусбека, который, по мнению многих историков, донес до потомков имя «Роксолана». Но это не только его заслуга. Хюррем-султан была довольно известной и неординарной личностью, так что многие посланники, и не только они, спешили сообщить о ней своим правителям.

За пятнадцать лет до Ожье Гислена де Бусбека в 1530 году англичанин Джодж Янг написал в своем донесении:

«На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель Сулейман в качестве императрицы взял рабыню по имени Роксолана, что было отмечено празднеством великим. Церемония бракосочетания проводилась в серале, чему посвящались пиршества размаха невиданного. Улицы города по ночам залиты светом, и всюду веселятся люди. Дома увешаны гирляндами цветов, всюду установлены качели, и народ качается на них часами. На старом ипподроме построили большие трибуны с местами за позолоченной решеткой для императрицы и ее придворных. Роксолана с приближенными дамами наблюдала оттуда за турниром, в котором участвовали христианские и мусульманские рыцари; пред трибуной проходили выступления музыкантов, проводили диких зверей, включая диковинных жирафов с такими длинными шеями, что они доставали до неба… Об этой свадьбе много ходит разных толков, но никто не может объяснить, что все это может значить».

В том же год оставшийся неизвестным венецианский купец сообщил домой:

«Я знаю нескольких надежных людей… Это старухи, торгующие притираниями и ведовскими снадобьями, чтобы разжечь любовь… Вы ведь знаете, как суеверны эти женщины! Непонятно лишь, какая надежда может существовать в Топкапы сейчас: давно прошли те времена, когда к ложу султана по коридорам гарема приводили робких красавиц. Теперь опустели залы, по султанским коврам ползают гадюки и скорпионы… Нежные ноги не ступают больше по коридорам гарема. Ходит лишь поганая красноволосая ведьма да ее недоноски… В последнем письме вы спрашивали о том, что нового я сумел узнать об этой женщине. Все то же. Она единственная женщина в султанском гареме, имеющая официальный титул. Она — султанша Хасеки, и султан Сулейман разделяет с ней свою власть. Но в Европе она известна больше под именем Роксолана. Роксолана — от племени, из которого она произошла».

Подобные слова можно найти и у Павла Загребельного....

А кто-то из послов двора Гасбургов и вовсе откровенно истерил: «Роксоланы — дикие славянские племена, живущие где-то в степи. Все, что известно о них здесь, — это казаки, бич султанского трона, да проклятая ведьма, которую все ненавидят еще больше, чем этих пресловутых казаков…»

Естественно, Хюррем-султан знала о подобных сообщениях? Наверняка и, конечно, расстраивалась. А, может, наоборот удовлетворенно усмехалась: раз так пишут, значит, уважают...

Но самым приятным, лично для меня было прочитать в донесениях такую фразу: «Единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене». Это же какой надо быть женщиной, чтобы могущественный правитель позабыл обо всем на свете и готов был нарушить все старые традиции, дабы супруга была счастлива!

Словом, вывод напрашивается сам собой. С Бульсбеком или без него мир бы узнал о Роксолане…

Публикация по теме: «Турецкие письма» Ожье Гислена де Бусбека