Найти тему

NIKE закрыл эпоху "аналоговых" магазинов

Новые цифровые флагманы ритейла, по сути, таковыми не являются. А зачем их тогда делают?

Не нужно быть каким-то сверхъестественным аналитиком или пророком, чтобы с уверенностью сказать, что нас ждёт череда громких открытий флагманов, которые будут позиционироваться, как новые цифровые форматы. А по факту-то они действительно новые для рынка?

Одной из первых ласточек стал магазин Nike Rise в Гуанчжоу, Китай. Что там принципиально нового? Ответ: ничего!

Давайте разберём по порядку:

1. NIKE Experiences появилась новая функция в давно известном приложении NIKE app. Nike Experiences объединит жителей города на базе еженедельных активностей с целью заставить их двигаться. Участники также получат доступ к мастер-классам и мероприятиям в магазине, организованными спортсменами, экспертами и инфлюэнсерами Nike. Новинка заключается в том, что теперь первично цифровое пространство и магазины в первую очередь анонсируют свои цифровые возможности и только за тем уже показывают изменения в дизайне магазина. Фокус однозначно сместился к Магазину 4.0.

-2

2. Персонализация, кастомизация всё это стремительно проникает в повседневную жизнь ритейла. Сервис Nike By You даёт возможность покупателю возможность индивидуализации своих изделий. Что тут нового? Крупные компании слишком долго игнорировали появление микротрендов. Очевидно, что индивидуализация и кастомизация требует радикальной перестройки всех бизнес-процессов, а для крупных компаний, которые делают миллионы одинаковых пар обуви – это сложная задача. Теперь стало понятно, что даже крупным компаниям необходимо двигаться в этом направлении.

3. NIKE training Club (это приложение позволяет осуществлять дома тренировки), который в период закрытия на карантин магазинов NIKE по всему миру не дал потерять связь с покупателем и стал невероятно популярным. По статитстике NIKE Running Club жители пользователи Гуанчжоу намотали более 3,2 млн километров за один год.

Что нового? Построение экосистемы через цифровые инструменты – это к чему стремятся лидеры ритейла и пока NIKE преуспел в этом больше остальных.

-3

4. Nike Fit представлен впервые в Большом Китае в магазине.

Что нового? Технология довольно стара, есть российские аналоги, но она не находила активного внедрения, но по всей видимости наступает её время. Почему спросите вы? Если вы обратите внимание, что NIKE погружается стремительно в цифровые активы и там ему нужен оцифрованный потребитель иначе эта машина по-другому не работает. Да, и потребителей стало несравненно больше в цифре, чем прежде. Пресловутый закон диалектики снова сработал «количество – перешло в качество».

Как видите, все новинки, которые представлены в магазине не представляют чего-то прорывного. Но NIKE не был бы NIKE – величайшей компанией мира, если бы не показал новый подход в ритейле. Так в чём же основная новинка и где прорыв.

1. NIKE закрывает этим магазином аналоговую эпоху магазинов. Все новинки ритейла и анонсы теперь будут в цифровом мире и о цифровом мире. Как мы привыкли к выпуску новых релизов IOS, Windows, Android, так теперь офлайн ритейл будет довеском к цифровому миру, как мобильный телефон лишь «железка», на которой крутится и живёт весь этот цифровой мир. Какой смысл рассказывать о новом помещении, рассказывать о каком-то зонировании и громко трубить об этом на весь мир, когда магазины все похожи друг на друга и только в цифровом мире есть возможность новых решений. Будем теперь ждать громких премьер в цифровом мире ритейла, а не офлайна.

-4

2. NIKE открыл новый формат магазина 8 июля 2020 года, значит все разработки были уже начаты минимум за год до этого. Соотнесите теперь свои планы по развитию своих компаний и спросите сами себя: «А я готов уже запустить «Магазин 4.0» сегодня?» Если ответ отрицательный, то вы отстаёте, как минимум на год. NIKE показал, что, если вы не видите сейчас в магазинах лидеров ритейла каких-то изменений – это не значит, что не идут масштабные разработки в офисе компаний, и когда они станут видны в торговых залах, то вы отстанете ещё на год.

3. NIKE показал, что он вкладывается в улучшение покупательского опыта, но от наших глаз скрывается огромная работа по повышению эффективности бизнес-процессов (закупки, производство, логистика, IT – инфраструктура и т.п.). Мы ещё можем частично видеть, как строится экосистема вокруг бренда, но 90% изменений сокрыто от участников рынка, а именно они и дают возможность прорыва компании. «Магазин 4.0» состоит из трёх частей: улучшенный покупательский опыт, высокоэффективные бизнес-процессы и развитая экосистема. Именно в таком составе и нужно заходить в новую эпоху ритейла.

4. NIKE показал, что все составляющие для «Магазин 4.0» уже есть на рынке, надо просто брать их и внедрять. В России есть все аналоги, нужна только внятная и простая стратегия развития. Время стратегий вернулось, т.к. появились явные очертания нового ритейла, нужно только найти свой путь и выбрать нужную скорость для достижения цели.

NIKE поздравляю с действительно мощным и интересным шагом и магазином, который важен для всего рынка. Вроде и ничего нового, но на самом деле всё это очень круто, ново и технологично! "Кто имеет уши, чтобы слышать, пусть слышит!" и здравствуй, новый цифровой ритейл!

Разбирал новый подход NIKE к организации торговли Агатов Борис независимый эксперт по инновациям в ритейле. Узнать больше обо мне можно здесь.