За прошедшую неделю я посмотрел несколько фильмов, как свежих, так и не очень, ещё с десяток пытался начать смотреть и не смог, не хватило ни нравственных сил, ни терпения - и ни один не понравился, так, чтоб прям захотелось о нём рассказать - хотя, казалось бы, все эти фильмы были отрекомендованы лучшими сабаководами...
Что с этими фильмами не так? Ну, в одном из них братья грабят магазин родителей, в конце отец душит сына подушкой, снял настоящий мэтр голливудского кино, зачем снял - не сообщил. В другом режиссёр сначала подробно рассказал о героине, вызвал к ней нешуточную симпатию, потом мимоходом убил её с мозгами на всю стену, следом вставил сцену добывания внутренностей из убитого негра и ещё пару подобных сцен - зачем, почему - опять неясно-непонятно. В третьем...
Ну да, оставлю их на совести создателей, времени только жалко... Зато внезапно вспомнил и пересмотрел фильм 2006 года "Маленькая мисс Счастье", и повеселел, и успокоился.
Фильм этот каким-то образом умудрился получить премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий и второстепенную мужскую роль, но дело не в этом. Он - о странной семейке, которая вряд ли может считаться нормальной, среднестатистической. Семейка эта скорее - исключение из правил, семья, в общем, не самая нормальная. В 99 случаях из 100 создатели подобного фильма настаивали бы, что их герои хоть и со странностями, но тоже имеют право на общественные ништяки. Герои эти долго сносили бы обиды и оскорбления, пока наконец, верные своей ненормальности, не одержали победу над заскорузлым обществом, и отвоевали себе право быть такими, какие они есть! Сначала - право наравне с другими, а потом неизменно - привилегированное право, потому что они же - не такие, как все другие, они настрадались больше других, и теперь вы все им вечно должны. Это распространённый приём, берётся герой, в чём-то ущемлённый - природой ли, богом ли, людьми ли, и образ его рисуется, как нарицательный - посмотрите, мол, как люди жестоки к тем, кто на них не похож!
Потом такой фильм получает статус "социальная драма" или даже "пронзительная притча" и долго обсасывается на фестивалях и в колонках главных киноведов планеты Земля. Потом тему благополучно забывают, на время, пока не появится очередной "спонсор темы", он опять выдвигает героя, способного поколебать глыбу общественного консенсуса по той или иной тематике. С другой стороны подкоп ведут другие фильмы, где уже прямо утверждается, что норма, нормальность - это плохо, что синоним нормальности - тупость, и тех, кто нормален нисколько не жалко, потому что они тупые. а стало быть сами виноваты. В этих фильмах, например, часто муж заказывает жену киллерам, сыновья грабят и убивают мать, братья подставляют друг друга из-за денег и так далее, и так далее... Так потихоньку-помаленьку, на место нормы ставится не-нормальность, или как модно сейчас говорить "новая нормальность", а по сути пропагандируется отклонение от нормы, её извращение.
Цель этих фильмов - вовсе не показать правду, они стремятся доказать, что говна в жизни больше, чем цветочков, и со своей задачей они справляются, в том числе и потому, что у них есть очень могущественные спонсоры. Кто-то скажет: ну а чё, разве так не бывает? Бывает. Конечно, бывает, в мире полно мерзостей, но надо ли о всех этих мерзостях снимать кино, тем самым защищать и оправдывать эти мерзости - детскими травмами, социальной средой, несправедливостью жизни? Зачем утверждать, что этих мерзостей больше, чем "на самом деле", что буквально каждый второй человек - урод, вырожденец, извращенец?
Я так скажу: в мире огромное количество поступков совершаются с чистым сердцем, в ладу с совестью, в согласии с душой, хороших людей много, очень много, мне даже кажется, что их большинство. Но если этим хорошим постоянно говорить, что их мало - их станет меньше, людей можно убедить, что они выродки, убийцы, насильники. В наивном советском фильме "Человек с бульвара Каппуцинов" это может чересчур анекдотично, но в то же время очень точно показано - мистер Фёрст показывает зрителям своё кино, и люди преображаются, прекращают бухать, идут в библиотеку, мечтают о космосе... А потом появляется мистер Секонд, и его кино очень быстро делает из людей животных. Не верьте тем, кто говорит, что кино ни на что не влияет - на нас влияет всё, что мы видим, слышим, чувствуем - всё и всегда влияет. Мозг человека учится до самой своей смерти, и руководствуется полученными знаниями, образами, примерами. Вот почему я не устаю повторять: смотреть надо то кино, которое прибавляет сил, а не отбирает их, которое делает зрителя лучше, воспитывает его, даёт ему надежду... Прекрасный пример такого кино "Маленькая мисс Счастье".
Странно, так почему же фильм "Маленькая мисс Счастье" при всех похожих вводных - там и гей есть, и фрустрированный подросток, и наркоман, и безобразный конкурс красоты для девочек - почему же этот фильм так не похож на пропаганду "новой нормальности"? Да потому что он тупо талантливее. И конечно, потому что в нём нет ненависти к обществу, к миру, в котором герои живут. Да, это странноватые герои, но они не вступают в жёсткий клинч с обществом, они просто единожды демонстрируют свою внутрисемейную солидарность, типа, назло конформному большинству, и счастливые этой своей внутрисемейной солидарностью - уезжают дальше жить свою жизнь. То есть свою ненормальность они не носят гордо в качестве флага, в расчёте на вознаграждение, а просто живут, как умеют, негромко и с достоинством. В своей семье, которую ценят и берегут. Но всё по порядку.
В семье маленькой Олив - трудные времена. Она-то маленькая, и не замечает, что родители всё чаще хмурятся, ругаются. Точнее, замечает, конечно, но не придаёт этому значения - дети вообще проще относятся к жизни, нам бы поучиться этой их способности. Папа Олив решил встать на скользкий путь коучинга, обучения успешности. Он написал книгу с советами, как надо жить, чтобы добиться успеха - набор общих фраз про веру в себя и постоянное самосовершенствование, и даже уже нашёл потенциального издателя. Но издатель в последнее время отмалчивается, и папа всё ещё в самом начале пути. Маме это, конечно, не нравится, но она ещё верит, что из этой затеи что-то да получится. Старший брат Олив дал обет молчания, пока не поступит в авиационную школу, хотя по нему сразу видно, что поступит он туда вряд ли. Дядя Олив, которого в начале фильма забирают из больницы после попытки самоубийства - специалист по творчеству Марселя Пруста, и гей, не добившийся взаимности у аспиранта кафедры. Дедушка Олив - наркоман, решивший уйти из жизни весело и красиво, и не скрывающий своих намерений. В общем, семейка как на подбор. Маленькая девочка Олив живёт в этом сумасшедшем доме вполне счастливо, прежде всего потому, что все её искренне любят, а ещё оттого, что ей пришло приглашение на конкурс красоты для юных леди, который называется "Маленькая мисс Счастье". И пора все этой странной семейке собираться в дорогу.
Пока, господа и дамы, сегодня мы говорили о фильме 2006, кажется, года "Маленькая мисс Счастье", посмотрите его, и пусть... кино, которое вы смотрите, делает вас сильнее, добрее, и лучше.