Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

3 самых бесполезных и малолюдных ж/д вокзала Москвы

Оглавление
Рижский вокзал - самый малолюдный в Москве
Рижский вокзал - самый малолюдный в Москве

Как известно, в Москве находится целых 9 действующих пассажирских ж/д вокзалов, которые были построены еще в 19 - начале 20 века. Ранее с 1861 по 1896 годы действовал еще один деревянный Нижегородский вокзал, который был впоследствии ликвидирован и объединен с Курским, само здание снесли в 1950-х. Территория вокзала располагалась в треугольнике между современными Нижегородской ул., Рогожским валом и Новорогожской ул., сейчас застроена многоэтажками.

Также существует и десятый, малозадействованный VIP-вокзал вблизи площади Трех вокзалов для обслуживания советской номенклатуры. Сейчас используется мало - Президент и его соратники предпочитают авиатранспорт. В узких кругах его нарекают Правительственным либо Брежневским, т.к. современное здание было построено в 1974 году. В императорской России поблизости существовал царский павильон на платформе Каланчевская.

Многие из вокзалов являются памятниками архитектуры и неоднократно расширялись вместе с растущим потоком пассажиров. От каждого вокзала идет одноименное направление. Курский вокзал обслуживает еще и Горьковское направление, которое после закрытия Нижегородского вокзала не имеет своего терминала. Казанское направление в Люберцах раздваивается на 2 ветви на Муром (Казанское направление) и Рязань (соответственно Рязанское). Таким образом, из Москвы расходятся целых 11 железнодорожных направлений во все уголки нашей страны и СНГ.

Однако нагрузка на московские вокзалы неравномерна - пока некоторые терминалы как Курский и Ярославский вокзал трещат по швам от переизбытка людей, некоторые вокзалы ощущают явную нехватку пассажиров, особенно на дальние поезда, на которых и рассчитаны вокзальные комплексы.

Сегодня мы расскажем вам о 3 столичных вокзалах с наименьшей загрузкой по состоянию на 2020 год. В скобках указан суммарный дневной пассажиропоток как пригородного, так и дальнего сообщения.

1.Рижский вокзал (8 тыс.чел.)

Рижский вокзал
Рижский вокзал

Вокзал был открыт в 1901 году под названием Виндавский (сейчас это латышский город Вентспилс), в 1930-е годы назывался Балтийским, затем Ржевским, а современное название получил лишь в 1948 году. Непосредственно у вокзала находятся 4 тупиковых пути.

Рядом находится станция метро Рижская Калужско-Рижской линии, а также строится станция Ржевская Большой кольцевой линии. Благодаря наличию Алексеевской соединительной ж/д линии пути Рижского направления не являются тупиковыми, и соединяют его транзитом с Курским направлением - этим маршрутом сейчас пользуются поезда МЦД-2 от Нахабино до Подольска через отдаленную платформу Ржевская, не заезжая на Рижский вокзал.

Непосредственно сам вокзальный терминал обслуживает малопопулярное северо-западное направление, а именно, единственный и уже нерегулярный международный поезд до Риги, два внутрироссийских поезда в Великие Луки и Псков, а также пригородные электрички до Дедовска, Истры и Волоколамска.

По сравнению с наиболее загруженным Ярославским вокзалом, где в сутки проходит более 200 тыс.чел., число пассажиров на вокзале мизерное и уступает многим обычным платформам у станций метро. Почему же так вышло? Многие пассажиры электричек из городов-спутников, спешащие на работу, просто не доезжают до вокзала, делая пересадку на метро на Тушинской либо Дмитровской - ехать через пол -города до конечной долго да и дороже.

Трафик пассажиров с трех дальних поездов вообще смешной - менее 1 тысячи человек в день. Прибалтийское направление не особо популярно - в России там нет крупных городов, а со странами Балтии у нашей страны сейчас очень прохладные отношения. Думаю, что от перевода этих поездов на Курский вокзал и закрытия недовокзала никто не пострадает. А в красивом вокзальном здании можно расширить экспозицию музея железных дорог - вокзал и сейчас иногда выступает место посадки экскурсантов, которых катают в ретро-вагонах с дымящим паровозом.

2.Савеловский вокзал (41 тыс.чел.)

Савеловский вокзал
Савеловский вокзал

Вокзал открылся в 1902 году, на год позднее Рижского, и до 1912 года носил название Бутырского вокзала. Рядом находится метро Савеловская Большого кольца и Серпуховско-Тимирязевской линии. Имеет 11 путей, из них 9 тупиковых и 2 транзитных к Белорусскому направлению. Назван по селу Савелово в 130 км от Москвы, куда изначально провели ж/д при открытии (сейчас это часть города Кимры).

С 1999 года это единственный в Москве вокзал, где совсем нет дальних поездов, а на электричках можно добраться на север до Дмитрова, Дубны и в Кимры. Некоторые электрички, а также аэроэкспресс в Шереметьево и МЦД-1 идут транзитом на Белорусское направление и недалеко расположенный Белорусский вокзал. Собственно, он и мог бы заменить малоиспользуемый вокзальный комплекс для пригородных пассажиров, как это уже сделано для немногочисленных дальних поездов на Рыбинск и Сонково. Кстати, при строительстве в 1950-е годы Кольцевой линии ее не подвели к Рижскому и Савеловскому вокзалам, хотя остальные были соединены между собой. Видимо уже в то время эти терминалы казались бесперспективными.

Внутренние помещения вокзала работают только с 8 утра до 22 вечера (популярные вокзалы - круглосуточно) - и это правильно ведь такая инфраструктура как залы ожидания, комнаты матери и ребенка, кассы и т.п. нужны в большинстве случаев лишь тем, кто едет на дальняк.

3. Павелецкий вокзал (60 тыс.чел.)

Павелецкий вокзал
Павелецкий вокзал

Вокзал был открыт в 1900 году и изначально назывался Саратовским. Лишь после войны в 1947 году он получил современное название по ближайшей узловой станции Павелец, небольшому рабочему поселку. В 1924 году вокзал, куда Ильич приехал из Горок в свой последний путь, хотели поименовать Ленинским, но имя как-то не прижилось. Вокзал имеет 12 тупиковых путей с пассажирскими платформами. Рядом с вокзалом находится станция метро Павелецкая Кольцевой и Замоскворецкой линий.

Павелецкое направление связывает столицу с Поволжьем (Саратов), Черноземьем (Воронеж) и Южными регионами, в т.ч. Кавказом (Астрахань, Махачкала, Нальчик), являясь менее популярным дублером Казанского и Курского вокзалов из-за устаревшей инфраструктуры некоторых частей магистрали - дальними поездами пользуются порядка 10 тыс.чел. в день.

На электричках можно доехать в Домодедово, Ступино, Каширу и Узуново, а также на аэроэкспрессах и обычных электричках в а/п Домодедово - всего порядка 100 пар электропоездов в сутки. Часть пассажиров оттягивают на себя пересадочные станции на метро и МЦК Нижние котлы (Нагатинская), ЗИЛ (Тульская), Верхние котлы и Коломенское (Варшавская). Крупных городов-спутников вдоль ж/д, откуда на работу в Москву ездят маятниковые мигранты, не так много, и загрузка электричек не такая большая.

Вместо площади с лавочками и деревьями перед вокзалом уже долгие годы красуется огромный котлован недостроенного подземного торгового центра по типу Охотного ряда.

После открытия диаметра МЦД-5 от Домодедово до Пушкино в 2024 году, который пройдет по соединительной ветке к Курскому вокзалу, поток людей еще больше снизится. Кстати, в 2000-е и поезда Аэроэкспресса также ходили до Курского вокзала.

Понравилось? Поддержи нас:

👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!

☑️ Подпишись и не пропускай в ленте Дзена наши новые статьи!

Читайте также: