В 50-60-х в Голливуде царит жанр "фильма-колосса". Перепуганный взрывным ростом ТВ, Голливуд ответил масштабно - тем, что не могло предоставить тогдашнее телевидение. Широкий формат, цвет и небывалая роскошь постановки! Сумасшедшие декорации, массовки, батальные сцены. Сюжеты для таких зрелищ поставляла история - библейские темы, античность, средние века. Марши римских легионов, панорамы древних городов, битвы на суше и на море - древность не подводила продюсеров.
Понятно, что бОльшая часть этих масштабных боевиков в советский прокат не попала. Кто мог допустить на наши экраны религиозные эпики типа "Плащаницы", "Десяти заповедей" или "Бен-Гура"? Но размер явления был так велик, что все-таки несколько представителей жанра оказались и в прокате СССР. И более того - в социалистическом кино появились свои "пеплумы", эпики из античной истории, главным поставщиком которых в конце 60-х стала Румыния.
Появление в СССР "Спартака" объяснимо - прогрессивный сюжет, восстание рабов, гуманистический пафос. "Триста спартанцев" - героическое кино про в целом дружественных СССР греков. "Клеопатра" (урезанная на час) - курьез, но без идеологических проблем. Зато румынские эпики были совсем правильными - даки боролись с имперскими амбициями римских завоевателей. Национально-освободительная борьба в самом чистом виде - плюс крутейшие массовые сцены и приключенческие сюжеты.
Сегодняшнему зрителю трудно представить такую картину. Кинотеатр "Звездный" у метро "Проспект Вернадского". Начало 80-х. В повторный (!) прокат выходят фильмы "Спартак" (1960) И "Даки" (1967). Очередь за билетами обвивает огромный кинотеатр-тысячник с двумя кинозалами! Люди ломятся на фильмы 15-20-летней давности! Простояв не один час, я смог купить билет на следующий день на "Даков" (помните предварительную продажу на завтра с 16.00?). И сидя в переполненном "малом зале", не пожалел о том, что попал хотя бы на румынский фильм. Интриги, любовь, битвы, поединки - "Даки" были динамичнее Кубрика (хотя мы и режиссера-то такого тогда не знали).
Сегодня знатоки кино понимают места Кубрика и Николаеску в истории. Хотя - для нас, советских людей - румынский режиссер номер 1 может быть и поавторитетнее Кубрика. Тем не менее, это факт - в двух залах параллельно шли два "пеплума". Голливудский "Спартак" с мировыми звездами, с великим саундтреком Алекса Норта - и национальный эпик про то, как полу-мифические предки били римские легионы
Как ни странно, в самый пик советской власти был такой выбор - выдающееся кино великого режиссера и колоритный фильм румына Николаеску! И если в Голливуде еще снимут своего "Гладиатора" - то у румын такого кино, похоже, уже никогда не будет.