Заброшенный в 1998 г. аэродром "Озёрная Падь" с позывным "Союзный", располагавшийся возле посёлка Кремово, где дислоцировались 224-й ИАП и 404-й "Таллинский" ордена Кутузова АПИБ 303-ей истребительной авиационной дивизии. А ещё на этом аэродроме проходил службу трагически погибший член первого отряда советских космонавтов - военный лётчик Григорий Нелюбов, который готовился как запасной космонавт Юрия Гагарина для полёта на корабле "Восток".
Для начала как обычно немного истории базировавшихся на аэродроме авиаполков:
Если вам не интересна история, то можете просто её пролистать и сразу перейти к просмотру фотографий.
404 ИАП.
404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк ПВО.
История 404-го ИАП берёт своё начало с мая 1944 г, когда на основании приказа 2-го гвардейского ИАК ПВО № 0049 от 12.05.1944 г. в составе 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО Ленинградской армии ПВО началось формирование полка под командованием майора, а позже полковника М. И. Мухина на самолётах Як-9. 9 июня полк был сформирован, а уже 10 июня вступил в боевые действия против фашистской Германии и её союзников.
Первую победу в воздушном бою 30 июня совершил младший лейтенант Малкин, сбив немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109 под населённым пунктом Ваккила.
В сентябре 1944 г. полк принимал участие в "Таллинской операции" в боях за г. Таллин, за что Приказом Народного комиссара обороны № 0338 от 22 октября 1944 г. на основании Приказа ВГК № 191 от 21 сентября 1944 г. 404-му ИАП было присвоено почётное наименование "Таллинский".
Также полк принимал участие в боях за освобождение острова Сарема, за что Указом Президиума ВС СССР от 16 декабря 1944 г. на основании Приказа ВГК № 220 от 24 ноября 1944 г. 404-й ИАП был награждён орденом Кутузова III степени.
За время ВОВ авиация полка совершила 695 боевых вылетов, сбив 18 истребителей и потеряв 5 самолётов.
В апреле полк передал материальную часть в другие полки корпуса и передислоцирован в Приморский край по железной дороге на аэродром "Григорьевка".
6 мая 1945 г. полк был включён в состав 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО Приморской армии ПВО, где в июне получил на вооружение 27 истребителей Як-9М, на которых с 8 августа по 3 сентября принимал участие в Советско-японской войне, совершив 73 боевых вылета, прикрывая войска, перехватывая самолёты и отражая атаки противника. За время боёв полк потерял 1 самолёт.
За боевые заслуги в Советско-японской войне полк был представлен к присвоению почётного звания "Уссурийский".
В феврале 1946 г. полк пополнили самолёты Як-9У из расформированного 429-го ИАП ПВО, а 1 июля полк вместе с дивизией вошёл в состав вновь сформированного 1-го истребительного авиационного корпуса ПВО Дальневосточного округа ПВО.
В 1949 г. полк был передислоцирован на аэродром "Коммуна имени Ленина", где в 1951 г. был перевооружён на новые реактивные истребители МиГ-15.
С 1953 г. полк находился в составе ВВС Тихоокеанского флота.
15 сентября 1956 г. был включен в 7-ю истребительную авиационную дивизию ВВС ТОФ и передислоцирован на авиабазу "Центральная Угловая".
1 февраля 1957 г. полк был передан из ВВС ТОФ в состав Отдельной Дальневосточной армии ПВО, позже ставшей 11-й отдельной армией ПВО, и начал переучивание лётного состава на самолёты МиГ-17.
В 1959 г. полк вновь получил первые новые самолёты МиГ-19П.
В 1960 г. полк был передан в состав ВВС Дальневосточного военного округа и передислоцирован на аэродром "Новороссия".
В 1965 г. полк вошёл в состав 303-й истребительной авиационной дивизии Особой Дальневосточной воздушной армии и стал получать на вооружение новые самолёты МиГ-21.
В 1967 г. полк был передислоцирован в п. Кремово на аэродром"Озёрная Падь", где пробыл 5 лет.
В 1973 г. полк был вновь передислоцирован но уже в Амурскую область на аэродром "Орловка".
В 1978 г. полк получил новые самолёты МиГ-23М.
В 1983 г. полк вошёл в состав 33-й смешанной авиационной дивизии 1-й воздушной армии, а в 1986 г. переучен на МиГ-29 и вошёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии.
В 1996 г. полк получил новые самолёты Су-27, также эксплуатируя МиГ-29.
В августе 2000 г. полк был расформирован, передав матчасть и регалии в сформированный на базе 404-го и 60-го полков 23-й ИАП.
В декабре 2009 г. 23-й ИАП в ходе реформ ВС РФ был переформирован в 6987-ю авиационную базу ВВС РФ.
Спустя десятилетие на основе матчасти базы вновь были созданы авиационные полки, а 23-й ИАП был вновь воссоздан и 29 января 2018 г. ему вновь официально перешло почётное наименование "Таллинский".
224 АПИБ.
224-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков в.ч. 40332.
По этому полку очень мало информации в интернете и удалось найти небольшую историческую справку о нём лишь с 1952 г.
С 28.08.1952 по 27.07.1953 гг. полк принимал участие в Корейской войне.
В 1960 г. полк был передан в состав 303-й истребительной авиационной дивизии и передислоцирован под п. Кремово на аэродром "Озёрная падь", имея на вооружении истребители МиГ-17.
В 1974 г. 224-й ИАП получил новые истребители МиГ-23.
В 1981 г. 224-й ИАП был переформирован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.
В 1989 г. полк был переучен на новые ударные самолеты МиГ-27Д.
В 1992 г. полк был переформирован в бомбардировочный авиационный полк и начал осваивать самолеты Су-24, выводимые из авиационных полков, располагавшихся до распада СССР в Европе.
В 1998 г. 224-й БАП в составе 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО КДВО был расформирован, а его самолёты переданы на аэродром Хурба.
Ещё до 1975 г. на аэродроме базировалась эскадрилья Ил-28 в.ч. 01953, которая была передислоцирована на аэродром "Новороссия-Западная".
300 АПИБ.
Также перед распадом СССР на аэродром была переведена 1-я авиационная эскадрилья из расформированного 300-го АПИБ с аэродрома "Кулон" (Переяславка), личный состав которой занимался перегонкой самолётов МиГ-27 с западных регионов страны в Приморье, но в 1990 г. эскадрилья была расформирована. О самом авиационном полке вы можете почитать в нашем подробном посте про аэродром "Кулон".
После расформирования 224-го БАП в 1998 г. был заброшен и сам аэродром "Озёрная падь" с гарнизоном Кремово-1.
Также на аэродроме служил член первого отряда советских космонавтов - военный лётчик Григорий Нелюбов, родившийся 31 марта 1934 г. в Крымской АССР.
В 1960 г. Нелюбов был зачислен в первый отряд советских космонавтов и прошёл подготовку для полёта на космическом корабле "Восток", став одним из трёх основных кандидатов на первый космический полёт и соответственно запасным космонавтом. Также он входил в группу подготовки космонавтов к полёту на кораблях "Восток-2", "Восток-3" и "Восток-4", но в 1962 г. был выведен из группы подготовки к полётам на последних двух по состоянию здоровья.
В 1963 г. после конфликта с военным патрулём в нетрезвом виде, Нелюбов и ещё два космонавта Аникеев и Филатьев, были отчислены из отряда за дисциплинарные нарушения, после чего он был направлен для дальнейшего прохождения службы в Приморский край на этот аэродром.
Реабилитироваться бывший космонавт так и не смог, а 18 февраля 1966 г. трагически погиб, попав под поезд на железнодорожном мосту через реку Осиновка.
Ну а теперь давайте посмотрим что же осталось от аэродрома на 2020-й год.
Заходим через один из бывших КПП на территорию.
Вдали виднеется россыпь железобетонных быстровозводимых укрытий в обваловке для самолётов.
От зданий уже остались одни руины.
Бывшая караулка теперь выглядит так.
Разруха и запустение.
Идём к стояночным местам.
Вдали уже показались укрытия для самолётов.
Раньше на въезде в укрытия для самолётов были установлены раздвижные железобетонные ворота.
Одна из створок ещё валяется у одного из укрытий.
В этих арках раньше и стояли самолёты.
Все они одинаково в печальном состоянии.
Так что идём к ВПП.
Взлётно-посадочная полоса ВПП 03/21 длиной 2500 и шириной 52 метра.
Теперь железобетонные плиты активно сдирают с ВПП и вывозят.
В общем фотографировать на аэродроме уже особо и нечего. Печально, что он сохранился гораздо хуже всех своих заброшенных соседей.
А на этом всё.
Если вам был интересен наш материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.