Найти в Дзене
Дестрой

Заброшенный военный аэродром "Озёрная падь" (Союзный), где служил запасной космонавт Гагарина Нелюбов

Заброшенный в 1998 г. аэродром "Озёрная Падь" с позывным "Союзный", располагавшийся возле посёлка Кремово, где дислоцировались 224-й ИАП и 404-й "Таллинский" ордена Кутузова АПИБ 303-ей истребительной авиационной дивизии. А ещё на этом аэродроме проходил службу трагически погибший член первого отряда советских космонавтов - военный лётчик Григорий Нелюбов, который готовился как запасной космонавт Юрия Гагарина для полёта на корабле "Восток".

Для начала как обычно немного истории базировавшихся на аэродроме авиаполков:

Если вам не интересна история, то можете просто её пролистать и сразу перейти к просмотру фотографий.

404 ИАП.

-2

404-й истребительный авиационный Таллинский ордена Кутузова полк ПВО.

История 404-го ИАП берёт своё начало с мая 1944 г, когда на основании приказа 2-го гвардейского ИАК ПВО № 0049 от 12.05.1944 г. в составе 2-го гвардейского истребительного авиакорпуса ПВО Ленинградской армии ПВО началось формирование полка под командованием майора, а позже полковника М. И. Мухина на самолётах Як-9. 9 июня полк был сформирован, а уже 10 июня вступил в боевые действия против фашистской Германии и её союзников.

Первую победу в воздушном бою 30 июня совершил младший лейтенант Малкин, сбив немецкий истребитель Messerschmitt Bf.109 под населённым пунктом Ваккила.

В сентябре 1944 г. полк принимал участие в "Таллинской операции" в боях за г. Таллин, за что Приказом Народного комиссара обороны № 0338 от 22 октября 1944 г. на основании Приказа ВГК № 191 от 21 сентября 1944 г. 404-му ИАП было присвоено почётное наименование "Таллинский".

Также полк принимал участие в боях за освобождение острова Сарема, за что Указом Президиума ВС СССР от 16 декабря 1944 г. на основании Приказа ВГК № 220 от 24 ноября 1944 г. 404-й ИАП был награждён орденом Кутузова III степени.

За время ВОВ авиация полка совершила 695 боевых вылетов, сбив 18 истребителей и потеряв 5 самолётов.

В апреле полк передал материальную часть в другие полки корпуса и передислоцирован в Приморский край по железной дороге на аэродром "Григорьевка".

6 мая 1945 г. полк был включён в состав 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО Приморской армии ПВО, где в июне получил на вооружение 27 истребителей Як-9М, на которых с 8 августа по 3 сентября принимал участие в Советско-японской войне, совершив 73 боевых вылета, прикрывая войска, перехватывая самолёты и отражая атаки противника. За время боёв полк потерял 1 самолёт.

За боевые заслуги в Советско-японской войне полк был представлен к присвоению почётного звания "Уссурийский".

В феврале 1946 г. полк пополнили самолёты Як-9У из расформированного 429-го ИАП ПВО, а 1 июля полк вместе с дивизией вошёл в состав вновь сформированного 1-го истребительного авиационного корпуса ПВО Дальневосточного округа ПВО.

В 1949 г. полк был передислоцирован на аэродром "Коммуна имени Ленина", где в 1951 г. был перевооружён на новые реактивные истребители МиГ-15.

С 1953 г. полк находился в составе ВВС Тихоокеанского флота.

15 сентября 1956 г. был включен в 7-ю истребительную авиационную дивизию ВВС ТОФ и передислоцирован на авиабазу "Центральная Угловая".

1 февраля 1957 г. полк был передан из ВВС ТОФ в состав Отдельной Дальневосточной армии ПВО, позже ставшей 11-й отдельной армией ПВО, и начал переучивание лётного состава на самолёты МиГ-17.

В 1959 г. полк вновь получил первые новые самолёты МиГ-19П.

В 1960 г. полк был передан в состав ВВС Дальневосточного военного округа и передислоцирован на аэродром "Новороссия".

В 1965 г. полк вошёл в состав 303-й истребительной авиационной дивизии Особой Дальневосточной воздушной армии и стал получать на вооружение новые самолёты МиГ-21.

В 1967 г. полк был передислоцирован в п. Кремово на аэродром"Озёрная Падь", где пробыл 5 лет.

В 1973 г. полк был вновь передислоцирован но уже в Амурскую область на аэродром "Орловка".

В 1978 г. полк получил новые самолёты МиГ-23М.

В 1983 г. полк вошёл в состав 33-й смешанной авиационной дивизии 1-й воздушной армии, а в 1986 г. переучен на МиГ-29 и вошёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии.

В 1996 г. полк получил новые самолёты Су-27, также эксплуатируя МиГ-29.

В августе 2000 г. полк был расформирован, передав матчасть и регалии в сформированный на базе 404-го и 60-го полков 23-й ИАП.

В декабре 2009 г. 23-й ИАП в ходе реформ ВС РФ был переформирован в 6987-ю авиационную базу ВВС РФ.

Спустя десятилетие на основе матчасти базы вновь были созданы авиационные полки, а 23-й ИАП был вновь воссоздан и 29 января 2018 г. ему вновь официально перешло почётное наименование "Таллинский".

224 АПИБ.

Фото времён службы за авторством Николая Прочухана, найденное на Mail.ru.
Фото времён службы за авторством Николая Прочухана, найденное на Mail.ru.

224-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков в.ч. 40332.

По этому полку очень мало информации в интернете и удалось найти небольшую историческую справку о нём лишь с 1952 г.

С 28.08.1952 по 27.07.1953 гг. полк принимал участие в Корейской войне.

В 1960 г. полк был передан в состав 303-й истребительной авиационной дивизии и передислоцирован под п. Кремово на аэродром "Озёрная падь", имея на вооружении истребители МиГ-17.

В 1974 г. 224-й ИАП получил новые истребители МиГ-23.

В 1981 г. 224-й ИАП был переформирован в авиационный полк истребителей-бомбардировщиков.

В 1989 г. полк был переучен на новые ударные самолеты МиГ-27Д.

В 1992 г. полк был переформирован в бомбардировочный авиационный полк и начал осваивать самолеты Су-24, выводимые из авиационных полков, располагавшихся до распада СССР в Европе.

В 1998 г. 224-й БАП в составе 303-й смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО КДВО был расформирован, а его самолёты переданы на аэродром Хурба.

Ещё до 1975 г. на аэродроме базировалась эскадрилья Ил-28 в.ч. 01953, которая была передислоцирована на аэродром "Новороссия-Западная".

300 АПИБ.

-4

Также перед распадом СССР на аэродром была переведена 1-я авиационная эскадрилья из расформированного 300-го АПИБ с аэродрома "Кулон" (Переяславка), личный состав которой занимался перегонкой самолётов МиГ-27 с западных регионов страны в Приморье, но в 1990 г. эскадрилья была расформирована. О самом авиационном полке вы можете почитать в нашем подробном посте про аэродром "Кулон".

Фото найдено в Одноклассниках в группе служивших на этом аэродроме.
Фото найдено в Одноклассниках в группе служивших на этом аэродроме.

После расформирования 224-го БАП в 1998 г. был заброшен и сам аэродром "Озёрная падь" с гарнизоном Кремово-1.

Фото Нелюбова и Гагарина, найденное в интернете. Первоисточник установить не вышло т.к. это фото переопубликовано слишком много раз.
Фото Нелюбова и Гагарина, найденное в интернете. Первоисточник установить не вышло т.к. это фото переопубликовано слишком много раз.

Также на аэродроме служил член первого отряда советских космонавтов - военный лётчик Григорий Нелюбов, родившийся 31 марта 1934 г. в Крымской АССР.

В 1960 г. Нелюбов был зачислен в первый отряд советских космонавтов и прошёл подготовку для полёта на космическом корабле "Восток", став одним из трёх основных кандидатов на первый космический полёт и соответственно запасным космонавтом. Также он входил в группу подготовки космонавтов к полёту на кораблях "Восток-2", "Восток-3" и "Восток-4", но в 1962 г. был выведен из группы подготовки к полётам на последних двух по состоянию здоровья.

В 1963 г. после конфликта с военным патрулём в нетрезвом виде, Нелюбов и ещё два космонавта Аникеев и Филатьев, были отчислены из отряда за дисциплинарные нарушения, после чего он был направлен для дальнейшего прохождения службы в Приморский край на этот аэродром.

Реабилитироваться бывший космонавт так и не смог, а 18 февраля 1966 г. трагически погиб, попав под поезд на железнодорожном мосту через реку Осиновка.

-7

Ну а теперь давайте посмотрим что же осталось от аэродрома на 2020-й год.

-8

Заходим через один из бывших КПП на территорию.

-9
-10

Вдали виднеется россыпь железобетонных быстровозводимых укрытий в обваловке для самолётов.

-11
-12

От зданий уже остались одни руины.

-13
-14

Бывшая караулка теперь выглядит так.

-15
-16
-17
-18

Разруха и запустение.

-19
-20
-21

Идём к стояночным местам.

-22

Вдали уже показались укрытия для самолётов.

Фото времён службы, найденное в фотоальбоме Алексея Щербака.
Фото времён службы, найденное в фотоальбоме Алексея Щербака.
-24
Фото времён службы за авторством Николая Прочухана, найденное на Mail.ru.
Фото времён службы за авторством Николая Прочухана, найденное на Mail.ru.
-26

Раньше на въезде в укрытия для самолётов были установлены раздвижные железобетонные ворота.

Фото времён службы, найденное в фотоальбоме Алексея Щербака.
Фото времён службы, найденное в фотоальбоме Алексея Щербака.
-28
-29

Одна из створок ещё валяется у одного из укрытий.

-30

В этих арках раньше и стояли самолёты.

Фото времён службы за авторством Николая Прочухана, найденное на Mail.ru.
Фото времён службы за авторством Николая Прочухана, найденное на Mail.ru.
-32
-33
-34
-35

Все они одинаково в печальном состоянии.

-36

Так что идём к ВПП.

-37

Взлётно-посадочная полоса ВПП 03/21 длиной 2500 и шириной 52 метра.

-38

Теперь железобетонные плиты активно сдирают с ВПП и вывозят.

-39
-40
-41
-42

В общем фотографировать на аэродроме уже особо и нечего. Печально, что он сохранился гораздо хуже всех своих заброшенных соседей.

-43
-44

А на этом всё.

-45

Если вам был интересен наш материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.