Домысли о всеобщей "продажности" игровой прессы и аналогичных блогеров появляются в Сети регулярно. Впервые разговоры об этом появлялись ещё в эпоху печатных журналов, когда отдельным проектам выставлялись сомнительные оценки.
Например, вспомните Lada Racing Club - концептуально интересную, но технически провальную отечественную гоночную аркаду. Увы, подобные исключения всегда отпечатываются в памяти людей лучше, чем обратная ситуация, когда СМИ лишь повышали популярность малоизвестной видеоигры.
В качестве примера хочется привести Rocket League на PS4. Вначале её пропиарили журналисты и блогеры (причём по собственному желанию), а затем авторы раздали проект в PS Plus. Сам проект оказался очень качественным, вот и причина успеха.
Чем рецензии СМИ отличаются от отзывов игроков?
1. Трезвая оценка ситуации. У многих геймеров реакция базируется сугубо на эмоциях. Недаром теперь на Metacritic внесли изменения в систему баллов. Отныне должно пройти 36 часов после релиза до момента, когда посетители портала смогут выставить свои баллы и накатать обзор.
Оно и правильно: едва ли 30-часовую The Last of Us Part 2 успеют пройти за 5 минут. А судить о комплексном произведении искусства по скандалам и вбросам в Интернете - такая себе затея...
2. Наличие культурного бэкграунда. Любой опытный игровой журналист (или блогер) имеет опыт в тысячи, а порой и в десятки тысяч часов, наигранных в видеоигры самых разных жанров. Не говоря о том, что споры "Консоли против ПК" с коллегами, как правило, отсутствуют.
Зачастую у людей на руках множество игровых девайсов, а о выборе эксклюзивной платформы и речи не идёт. Человеку куда важнее охватить максимальное число релизов, дабы поиграть в них, написать текстовый материал, снять видеоролик, донести мнение в формате подкаста и т. д. Полная творческая свобода без ограничений и стереотипов!
3. Многожанровость. Вытекает из предыдущего пункта. Среднестатистический геймер в странах СНГ играет в "Танки", World of Warcraft, Minecraft, FIFA, либо является поклонником ещё чего-то узконаправленного. Журналист же способен оценивать смешанные произведения в разных жанрах, прекрасно понимает творческие заимствования и смотрит на ситуацию всеобъемлющим взглядом.
4. Адекватная оценка чужого труда. Самый главный критерий, объясняющий всё. Большинство игроков понятия не имеют, насколько сложным и трудоёмким процессом является производство ААА-продукта уровня Dragon Age Inquisition, Anthem, Days Gone или Mass Effect Andromeda. Специально привожу очень спорные релизы, поскольку на их примере легко проследить тенденцию: если на ResetEra или западных форумах начинается шквал критики, позднее её подхватывают и в Рунете.
Людям не объяснишь, что где-то работала команда студентов, в другом случае причина в многочисленных кранчах и переработках, а в третьем - в некомпетентности топ-менеджмента.
Конечно, игру за 60 $ это не оправдывает, но сейчас в ту же "Андромеду" можно поиграть по скидке. Выйдет в три-четыре раза дешевле - и деньги свои в этом случае она на 100 % оправдывает. Особенно если не проводить параллелей с оригинальной трилогией Mass Effect от BioWare, остающейся вне конкуренции.
Упомяну, что схожий принцип действует в музыке, изобразительном искусстве и в кинематографе. Оценка технических и художественных нюансов, умение понимать все тонкости сценария, геймдизайна и реализованных механик - всё это отличает среднестатистического потребителя от индустриального специалиста. Мнением по вопросу поделитесь в комментариях.