Губит людей не пиво. Губит людей вода. (с)
Да-да-да… Все знают такое слово – планирование. Лично нам никогда не попадался человек, который бы заявил, что планировать не умеет и ему надо этому учиться. А зря, между прочим!
Во-первых, не надо путать мечты с планированием. Ибо в этом случае результат, как у любой мечты, равен 50 на 50. Или сбудется или нет!
В своей практике работы с бизнесом и с НКО мы часто наблюдаем, как планирование даже таких базовых вещей, как бюджет, строятся на мечтах.
Одна из последних историй.
АМИВЕО пришлось включаться в процесс антикризисного управления по причине дыры в бюджете организации, которая заложила доход от фандрайзинга именно по принципу «новогоднего подарка от деда Мороза». Какие проекты планировались под эти сборы? С какой доходностью? Как мониторился и управлялся процесс сбора средств?
Отвечаем – никак, по сути.
Директор скрывал от учредителей реальное положение дел, упирая на собственную компетентность и веру (другого слова не подобрать) в волшебство. А потом поставил перед фактом, когда кассовый разрыв достигал чудовищных размеров – зарплату сотрудникам платить нечем.
Сколько бизнес-компаний и НКО это погубило?! Отвечаем – тысячи! Более того, некоторых директоров НКО это привело в места, прямо скажем, не столь отдаленные. Хотя там уже было злоупотребление и доказанные факты мошенничества.
К слову, организацию из нашей истории спасти удалось – помогли четкие скоординированные и немного безжалостные меры. А вот с директором пришлось расстаться.
Во-вторых, планировать надо уметь. И не только бюджеты, но и любой проект – во времени, ресурсах и измеримых результатах.
Каким бы Капитаном Очевидностью мы не выступали, но это вопиющая и распространенная причина провалов у большинства НКО и СМБ, с которыми мы сталкиваемся.
Однажды нам возразили, что планировать нет смысла, потому что эти планы все равно не выполняются. Ну конечно! Если вы не умеете планировать, то выполнить свой план без корректировок возможно лишь в одном случае – если вы напишите этот план для отчетности по факту завершения проекта (задним числом). Кстати, некоторые так и делают.
Однако, если вы не умеете спланировать мероприятие или проект – вы, скорее всего, не сможете получить хороший грант (для него нужны как хорошие обоснования, так и отчетность – мы еще поговорим об этом в следующих выпусках). Не сможете вы «разработать» корпоративного донора (не секрет, что большинству из них нужны программы спортивных мероприятий, эвенты и т.д.) – это же прямой бизнес-кейс.
Почему-то руководители НКО считают, что все сложиться само собой, доходность от проекта будет и деньги донора придут на блюдечке с голубой каемочкой.
В подавляющем большинстве организаций нет ни экспертизы по планированию, мониторингу и управлению мероприятиями, ни желания этого делать. И первые противники этим переменам – сами сотрудники. Кому хочется демонстрировать собственные ошибки, некомпетентность, лень и, порой, даже факты воровства? Да и учиться чему-то новому люди не хотят.
Будете продолжать с этим жить? Решайте сами. Но долго ли протянете?
АМИВЕО предоставляет услугу по стратегическому планированию развития организации. Мы всегда выступаем за комплексный подход и предлагаем программы для решения конкретных задач организации. Лечим ее болезни, как терапевты, под личным наблюдением и непосредственным участием.
Иногда нас спрашивают, зачем стратегическое планирование, если есть тактическое?
Да, решить быстро насущную проблему, это тактический подход «Quick win» (быстрые победы). И у нас есть ряд быстрых готовых инструментов и подходов для этого. Но если вы хотите выйти на другой уровень – нужна четко спланированная стратегическая дорожная карта.
Хотим напомнить вам отличный сериал «Во все тяжкие» (Breaking Bad).
Отдерживая тактические победы в каждой серии и сезоне, главный герой неизменно ухудшает стратегическое положение и разрушается как личность. Вот для этого нужна стратегия! И как любое планирование, стратегическое тоже должно наблюдаться и управляться.
Кстати, не надо корректировать планы. Это нормально. Только процент изменений от начального плана должен быть приемлемым, и он не должен влиять глобально на сроки, бюджет и результат.
АМИВЕО сделали ряд стратегических планов для многих НКО, о части из них можно прочитать на Пасеке. Мы это умеем.
Готовы критическим взглядом посмотреть на свои планы и факты прихода пожертвований? Пишите!