Около 3500 лет назад хетты в Малой Азии первыми среди людей научились ковать железо. Железный меч пробивал бронзовые доспехи, и более того, Ближний Восток накрыл "бронзовый коллапс" - первый в истории человечества глобальный экономический кризис, связанный с исчерпанием руд. Быстрее всех тогда сориентировалась Ассирия, с железным оружием да в рухнувшем мире ставшая первой в истории человечества империей. Но железо неизбежно проникало и к народам Куры и Аракса в дальней ойкумене Двуречья, и первым в Закавказье научилось с ним обращаться племя наири с северо-западных окраин нынешнего Ирана. Порядка 3000 лет назад наири покорили окрестные народы и построили на закавказских плато Высокую страну - так с ассирийского языка можно перевести её вошедшее в историю название Урарту. Сами наири называли своё государство Байанили, то есть Ванское царство, вот только что именно было Ваном - теперь неясно, так как озеро Ван у них называлось Арсене. Сам наирийский язык входил в давно вымершую хурро-урартскую языковую семью, видимо преобладавшую в куро-араксинской культуре:
Однако лучше, чем у ассирийцев, у урартийцев получались не мечи, а инструменты камнетёса. Если Ассирия стала империей могущественных армий, то Урарту - империей неприступных крепостей. Несколько раз ассирийцы вторгались в Байанили и разрушали её города, но в конце концов Урарту чуть не удушила Ассирию, перекрыв ей торговые пути своей системой укреплений, и вот уже урартийские цари возвращались с окраин Ассирии с богатой добычей. Вместе с тем Урарту оставалась в культурном поле Ассирии, позаимствовав её клинопись, искусство и религию, где над мессапотамскими богами во главе с громовержцем Ададом (Тайшебой) и солнечным Шамашем (Шивини) стоял исконно наирийский демиург-покровитель Халди.
Первые упоминания Урарту в ассирийских хрониках относятся к 1280-м годам до нашей эры, а её древнейшие находики, когда современник Семирамиды ванский царь Менуа развернул небывалое доселе строительство, относятся к 9 веку до нашей эры. Расцвет Урарту выпал на эпоху царя Аргишти I, покорившего в том числе страну Аза - то есть, Айраратскую долину, на его языке. Там он построил несколько городов - в первую очередь Эребуни и Аргиштинили на месте нынешнего Армавира. Тайшебаини, названный в честь бог грома и войны, по-нашему Аресополис или Перуноград, был заложен на сотню лет позже, в середине 6 века до нашей эры царём Русой II.
Туда и отступили наири, когда стало ясно, что их время прошло. После сотни лет урартийской гегемонии Ассирия вновь собрала волю в кулак, и с конца 8 века до нашей эры начала теснить Высокую империю обратно на холодные плато. Последним её великим царём был Руса II, а его сына Сардури III уже считал своим вассалом небезызвестный Ашурбанипал. Но цивилизация неуклонно распространялась по миру, на Ближнем Востоке возникали всё новые игроки, и вот в 605 году до нашей эры Ассирию сокрушил Вавилон. Несколько лет спустя Мидия, этот первопредок Азербайджана, отняла у Урарту, первопредка Армении, сердце империи - долину озера Ван со столицей Тушпой. Тайшебаини стал последней столицей наири, и более того, кажется, сама территория бывшей империи ограничивалась в те годы его подножьем - даже над стоявшим в прямой видимости Эребуни развевался чужой стяг. В 585 году до нашей эры молниеносный набег то ли скифов, то ли киммерийцев уничтожил и этот последний оплот, поставив в истории Урарту точку. Последующие исторические бури полностью замели урартийский след. Держава наири уже к Античности была забыта всеми историками и вновь всплыла из небытия лишь в 19 веке стараниями археологов из Европы.
Кармир-Блур стал Красным холмом за обилие осколков кирпича и керамики, но и их след к Новому времени простыл. Древний город разыскали не археологи, а геологи, в 1936 году в базальтах Раздана вдруг нашедшие клинопись. А так как язык урартийских клинописей был к тому времени полностью расшифрован, к 1958 году археологи не только вытащили из бурьян древний город, но и смогли разузнать о нём буквально всё вплоть до подлинного названия, начертанного на заклёпках ворот.
Древнее городище на глухой окраине, в паре километров от странной станции метро "Чарбах" гораздо обширнее, чем сам Кармир-Блур - около 600 метров в поперечнике. Его низкая часть включала кварталы простых горожан и кормивший их виноградник, ну а Красный холм - это бывшая цитадель с дворцом государя, казармами и всякими стратегическими объектами вроде винодельни, пивоварни, кунжутной маслобойни и складов, насчитывавших около 120 помещений для сотен тонн зерна и вина. На момент разрушения города они были почти что пустыми...
Причём укрепления были из сырцового кирпича, а жилые дома и хозпостройки - из туфа, и многие исследователи предполагают, что каменные здания строились местными жителями в мирное время, а цитадель спешно соорудили наири, когда потеряли Ван.
Сложно сказать, сколько в этом городе жило людей - с одной стороны, сам он был невелик, с другой - сюда съехались люди со всех пределов умирающей империи. Атака кочевников, скорее всего, почти сразу пришлась на городские кварталы и уничтожила их, ещё несколько дней ушло на взлом самой крепости, где укрывшие жители даже успели понастроить времянок. Последний оплот Урарту, чьи цари в древних клинописях самодовольно отчитывались о количестве угнанных животных и захваченных рабов, пал в пожаре и резне, так что неизвестно, выжил ли в том бою хоть кто-нибудь. Была разрушена и сложнейшая система водоснабжения города, а потому люди уже не вернулись на его пепелище.
Посмотрим с вершины вокруг, смещаясь по часовой стрелке - каждый следующий вид будет правее предыдущего. Вот на западе, в закатной мгле - аэропорт Звартноц:
Разданчик снова пытается течь в каньоне:
Большая часть Еревана - на северо-востоке, и следующие несколько кадров будут крупными планами этого кадра:
Слева виден Ераблур, а из-за него выглядывает Цицернакаберд, и если мемориал жертвам геноцида скрыт за склоном ближнего холма, то Спортивно-концертный зал имени Демирчяна всё равно прекрасно виден. Построенный в 1983-87 годах, в 1985 году он сгорел, так что строить его пришлось почти заново. А на пожаре вновь спасал людей Шаварш Карапетян - теперь не из воды, а из огня.
Правее - Норк, и пожалуй самый шикарный вид Ереванской телебашни (1974-77, 312 метров):
Вид на восток. Где-то там и Эребуни, но ни его отсюда, ни Тайшебаини с него я так и не приметил:
Сквозь бурьян на городище с одной стороны видны микрорайоны:
А с другой - гордый Арарат. Так и был бы он армянским Масисом, но ведь в Библии говорилось, что Ноев Ковчег причалил к горам Урарту, а это - самая высокая из подпадающих под такое определение гор. Собственно, слово Арарат - это и есть Урарту, на протяжении тысяч лет оно оставалось единственным напоминанием о том, что когда-то такая страна существовала.
Ну а наири были в той империи элитой, страшно далёкой от народа! Власть Урарту в прямом смысле слова говорила на другом языке, чем остальной народ, даже не имевший письменности. Но сам этот народ состоял из десятков племён с совершенно разными языками, один из которых в итоге стал для всех урартийских низов lingua franco. На него же перешли, видимо, и выжившие наири, и гордым персам да надменным грекам покорённый народ забытой империи был известен уже как армяне.