Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

3 способа оставить белое пятно в акварели. Показываю на своих работах

Оглавление

Акварель не подразумевает использование белил.

В светлых местах в акварельной работе просто светится бумага. Более того, в правильной акварели ощущение бумаги не пропадает и в самых тёмных тенях – тени в определенной степени тоже прозрачны.

И частенько художнику нужно оставить небольшой белый участок – совсем чистую бумагу. Сделать это можно несколькими способами.

Обойти кистью

Самый незатейливый и в то же время сложный способ – просто не класть краску там, где нужно оставить белую бумагу. Это довольно сложно, если работа идёт по-мокрому, ведь вам нужно рассчитать, насколько сильно растечётся краска. Вдруг нужный кусок скроется? Ниже вы видите пример работы, где самые светлые места (фон вокруг короны и складки пелёнки) имеют мягкую границу. Они оставлены при работе по-мокрому.

Я – старшая сестра
Я – старшая сестра

Не смачивать белые участки

Это легко в исполнении при наличии профессиональной бумаги, которая долго не сохнет. Нужно просто намочить всё, кроме будущих белых участков. Сложность тут только в том, что пока вы филигранно обводите водой белые кусочки, в другом месте бумага уже подсыхает. И да – кисть должна быть с хорошим телом, где помещается много воды, и острым кончиком, чтобы точно обвести контуры.

Ландыши
Ландыши

Временно закрыть белый участок

Если вы не желаете возиться со вторым способом, или пробелы, которые необходимо оставить, уж очень малы и запутанны – тычинки, травинки и тому подобное, тогда берите резервирующую жидкость для акварели. Она продаётся в небольших пузырьках или в виде маркера. Наносить жидкий резерв нужно намыленной кистью, которую вам не жалко – даже мыло не полностью спасает ворсинки кисти от налипания излишков резерва. Поэтому многие используют зубочистки для нанесения средства в виде штрихов. После просушки красочного слоя застывший резерв легко снимается ластиком или даже пальцем. Выглядит это как зелёная или белая резиновая плёнка.

Работа с нанесенным резервом и после его удаления
Работа с нанесенным резервом и после его удаления

Подобным образом работают и кусочки бумажного скотча. Но тут всё зависит от того, насколько умело вы вырезаете из липкой ленты. В пейзаже, который вы видите ниже, перед большой заливкой моря я заклеивала скотчем кораблики и края архитектурного комплекса. На одной из крыш даже видно, как краска затекла под скотч.

Санторини – этюд, сделанный мной по мастер-классу Александра Воцмуша
Санторини – этюд, сделанный мной по мастер-классу Александра Воцмуша

Напоследок коснусь ещё одного важного момента. В живописи не принято оставлять белых пятен. Работы, которые имеют незакрашенные участки, – графика. В живописи обязательно имеется лёгкая цветная подложка, и даже блики имеют цвет. Это первый слой, который необходимо высушить. Например, в моей первой работе этот слой коричнево-синий.

Первые слои работы акварелью
Первые слои работы акварелью

Сейчас кто-нибудь вспомнил о парафиновой свече – нет, этот способ не для профессионалов. Края линий получаются грубыми, и доработать цветом этот кусок уже не получится.

По тегу #акварель_кс вы найдёте мои мастер-классы по акварели!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.