Найти тему
1520. Все о путешествиях

Получил новые бланки билетов РЖД: верхним пассажирам снова предлагают убирать вещи вниз

РЖД начали выдавать пассажирам электронные билеты в дизайне студии Артемия Лебедева. Это те самые бланки, из-за которых в конце 2019 года был сыр-бор. Тогда на билетах было написано, что пассажирам верхних полок можно сидеть внизу. В окончательной версии билета неразберихи стало еще больше, а «фишек», придуманных Лебедевым, меньше.

Предыстория вопроса такая. В России уже больше половины пассажиров покупают билеты на поезда дальнего следования через интернет. Бланк электронного билета появляется у пассажира в его личном кабинете на сайте РЖД и приходит на электронную почту. Он выглядел раньше так.

Образец старого типа бланка электронного билета РЖД
Образец старого типа бланка электронного билета РЖД

Этот бланк никогда не менялся и морально устарел, решили в РЖД и заказали студии Артемия Лебедева новый дизайн. Билет должен хорошо читаться, а в бланке должны быть отображены крупным шрифтом номера поезда, вагона, мест и прочая важная информация.

Со всем этим студия Лебедева отлично справилась, но дальше начались скандалы. Когда внешний вид билет впервые опубликовали СМИ, в Сети вызвало возмущение фраза, которая печаталась на бланках для пассажиров с верхних полок: «Стол общий. В дневное время разрешается сидеть на нижней полке». Это прямо противоречит правилам перевозок, которые предписывают занимать места строго согласно купленным билетам.

После шквала критики, дизайнеры убрали слова про возможности сидеть внизу. Однако вопросы тогда оставались. Например, Лебедев хотел писать в билете, откуда нумерация вагонов – с головы или хвоста, а также по ходу или против хода будет расположено место.

Я уже тогда писал, что подобную информацию нереально размещать в силу негибкости РЖД: вагон могут развернуть, как угодно, а поезд на протяжении маршрута может несколько раз сменить направление движения.

Что получилось в итоге

И вот недавно при покупке билетов на сайте РЖД я стал получать новые бланки.

Вот, например, билет для поездки в купейном вагоне пассажирского поезда 678 сообщением Великие Луки – Петербург. К верхней части у меня нет претензий. Разве что – немного странно выглядит номер поезда без двух букв, но, в конце концов, буквенная информация не несет смысла для 99,9% пассажиров. В остальном – действительно, все отлично читается и ничего лишнего, даже название вокзала написали по-человечески, а не по-железнодорожному.

Верхняя часть нового бланка электронного билета РЖД
Верхняя часть нового бланка электронного билета РЖД

К нижней части билета вопросов больше. Формулировка про вещи, которые можно убрать вниз, вроде корректная, хотя я знаю, что многие предпочли бы, чтобы верхним пассажирам категорически запретили ставить что-либо вниз и не напоминали бы об этом.

Сидеть внизу уже тоже не предлагают.

Но вот пиктограммы про кондиционер, биотуалет и питание поначалу могут путать. Кажется, что раз они упоминаются, то они есть в вагоне. То, что они выделены неярким цветом и под ними стоит крестик, не читается как однозначное их отсутствие.

Нижняя часть нового бланка электронного билета РЖД (купе, верхняя полка)
Нижняя часть нового бланка электронного билета РЖД (купе, верхняя полка)

Когда хоть что-то из перечисленного присутствует, то это уже читается нормально. Вот другой пример:

-5

Все то, что у меня вызывало сомнения после презентации билета – упоминание порядка нумерации вагонов, а также расположения мест по ходу или против хода поезда – ожидаемо убрали.

Вообще, изначально обещали размещать куда больше информации. Писать, например, есть ли в поезде вагон-ресторан, можно ли провозить животных, напоминать о наличии кипятка. Все это убрали.

Скриншот с сайта Артемия Лебедева, как должна была выглядеть нижняя часть билета по задумке дизайнеров
Скриншот с сайта Артемия Лебедева, как должна была выглядеть нижняя часть билета по задумке дизайнеров

Возвращаясь к расположению кресел по ходу или против хода движения. При покупке билетов на некоторые поезда (например, «Ласточки», «Сапсаны» и т.д.) пассажир видит информацию об этом на этапе выбора места на сайте РЖД.

Скриншот с сайта РЖД
Скриншот с сайта РЖД

Однако в бланке билета эта информация не нашла подтверждения. Вот как выглядит нижняя часть купона, выпущенная для поездки на «Ласточке».

Скриншот нижней части билета на поезд «Ласточка»
Скриншот нижней части билета на поезд «Ласточка»

Объяснить логически примечание о том, что в купе есть розетка, а в вагоне – кресло с регулировкой основания, я не могу. Очевидно, что в «Ласточке» нет никаких купе. Кроме того, обратите внимание на безликую пиктограмму с окном и столом (которого в эконом-классе «Ласточки» как раз нет). Хотя студия Лебедева разработала несколько десятков разных пиктограмм для разных вагонов и мест, применять нужную так и не научились.

Скриншот сайта студии Артемия Лебедева
Скриншот сайта студии Артемия Лебедева

В итоговом бланке нового билета РЖД не применили многое из того, что анонсировала студия Лебедева. Однако, на мой взгляд, новый бланк все равно стал лучше предыдущего. Перевозчик должен научится использовать все возможности билета, которые заложили дизайнеры, а также убрать все то, что может запутать пассажира.