Найти тему
Субъективный путеводитель

Решоты - Карабула. Таёжная железная дорога к великим стройкам Сибири.

В окрестностях Красноярска пейзаж не так уж сильно отличается от подмосковного - сёла одно за другим, поля, лиственные лесочки, рекламные щиты и мотели вдоль весьма неплохой дороги. И всё же есть в очертаниях холмов что-то такое особое, сибирское:

Впереди блестит и строится Красноярск - интересный, весьма колоритный и очень зажиточный город.

-2

Но сейчас мы едем на вокзал, откуда в пол-седьмого по местному времени отправляется поезд Красноярск-Карабула:

-3

Этот поезд мне описывали как "классический шестьсот-весёлый" - думаю, многие ещё помнят эту разновидность региональных поездов с душными скрипучими вагонами, пыльными окнами, панибратскими проводниками в штатском, и компаниями простых русских мужиков, распивающих крепкие напитки в плацкартах. К сожалению или к счастью, особого колорита я не обнаружил - может, потому что ехали мы в купейном вагоне, но сами вагоны были новенькие, с кондиционерами и биотуалетами. Ехать предстояло 14 часов, и я проснулся часа за три до конечной станции, уже не на Транссибе, а на глухой однопутке Решоты-Карабула:

До поездки я даже не знал, что такая линия есть. Она тянется на север на 259 километров, начинаясь станцией Решоты в транссибовском посёлке Нижняя Пойма, и строилась задолго до всех проектов Богучанской ГЭС - в 1938 году как типичная ГУЛаговская лесовозная узкоколейка (собственно, в Решотах было управление КрасЛага). Гидростроителям, однако, она пришлась ко двору, и в 1960-е годы линию перешили на широкую колею, оснастив весьма унылыми внешне вокзальчиками:

Но барачные посёлки всё так же мрачны. Во многих ещё действуют зоны, причём иногда даже не по одной:

Увы, фотографии так себе - новенький и чистенький внутри вагон оснащён новейшей антишпионской системой "Грязные стёкла-3":

На станции Чунояр - 25-минутная стоянка:

За время которой я успел сходить в посёлок. Называется он, кстати, не Чунояр, а банально Октябрьский:

-9

Хмурое утро, запах мокрого леса и большой реки, таёжные сопки, угрюмый барачник, суровый быт... На дальнем конце посёлка - зона, а у многих жителей этих бараков весьма неплохие машины.

Да, это Сибирь...

Вдали - река Чуна, в Иркутской области известная как Уда, а в низовьях (сливаясь с Бирюсой) как Тасеева - приток Ангары. Собственно Чунояр (видимо, старожильческое село) чуть ниже (относительно этого кадра - правее) по течению:

-12

Едем дальше по лесопромышленному краю. Тут и тайга весьма жиденькая - потому что рублена-перерублена, и на месте изведенных чащ понаросли тонкие сосенки да берёзки. А в каждом посёлке едва ли не больше места, чем жильё, занимает огромная и очень грязная лесопилка:

Большая часть пассажиров - лесорубы, покидающие вагон в этих посёлках. Товарищи в своём купе закорешились с Филиппычем - типично сибирским крепким мужиком, немногословным, но от того говорящим веско и за последний час пути успевшим немало интересного рассказать и мне. Со мной же попытался вступить в диалог другой весьма сибирский типаж с диковатыми глазами, и узнав, что я из съёмочной группы, обозвал меня Дроздовым ("Вот из-за таких как ты, кто боится на злобу дня писать, мы и живём в такой жопе!"), а узнав, что я из Москвы, и вовсе послал на три буквы ("Да как же вы нас тут достали! Вас тут и без тебя хватает! Ну ладно, не боись, отстреливать не будем!"). А вот матёрые сибирские уголовники, которых точно не может не быть в краю зон и лесоповала, видимо все ехали плацкартом.

-14

Конечная станция Карабула в посёлке Таёжный. В сотне километров от него - пятая по величине в России Богучанская ГЭС, здесь - третий по величине в России алюминиевый завод (после Братского и Красноярского), и связаны они неразрывно - выплавка алюминия потребляет немереное количество электроэнергии, и эти гигантские ГЭС являются по сути заводскими плотинами, отдавая большую часть своей выработки алюминиевым заводам. Оба пущены в 2010-х годах, но ими здешняя великая стройка не исчерпывается - на Ангаре уже работает лесоперерабатывающий комплекс, а за Ангарой (куда в 2011-м построили мост) добывают нефть и пока ещё не добывают многочисленные руды. В принципе, и Карабула уже не конечная станция - линию протянули до посёлка Ярки на берегу Ангары, но туда поезд пока ещё не ходит.

-15

Народ из вагонов расходится по машинам, самые колоритные из которых - конечно же, "Нефазы" (то есть "Камазы" с пассажирским кузовом), которые поедут, видимо, на лесозаготовки. В общем-то, всё это и стало главным впечатлением - в глухом краю жизнь кипит, строятся заводы и дороги, словом - осваивается Сибирь.

А край тут реально глухой - от Карабулы до Кодинска мы ехали три с половиной часа, и по дороге ни одного населённого пункта. Первая половина (по километрам, по времени же - дай бог треть) пути  - дорога с неплохим асфальтом, ведущая в Богучаны - большое старожильческое село со своей историей и достопримечательностями, давшее название ГЭС, и дальше за Ангару к нефтепромыслам. В Богучаны мы, увы, не заехали, свернув на разбитую, но при том весьма оживленную грунтовку:

-17

Тайга, дождь, далёкие сопки, хруст грейдера под колёсами, редкие по среднерусским меркам, но на удивлением частые на фоне полного отсутствия селений машины. Шансон в магнитоле, разговоры попутчиков о далёких и не вполне реальных Европе, Москве или Крыме. Кое-где - следы пожаров:

А потом из тайги вдруг появляется ОНА. Вырастающая над лесом стометровая бетонная плотина смотрелась настолько впечатляюще, что я даже не догадался попросить остановиться и выйти сфотографировать без тряски и мокрого стекла.

Чуть дальше начинается бетонка, а километрах в десяти среди тайги притаился Кодинск - удивительный совершенно городок с многоэтажными домами, хорошими дорогами, новенькими детскими площадками, обилием магазинов и простеньких кафе... Натурально, микрорайон большого города типа того же Красноярска - но только посреди глухой тайги над Ангарой.