Санкт-Петербург, 1910 год. Эмир Бухары Сеид-Абдула-Ахад-Богодур-хан приобрел участок земли на Каменоостровском проспекте. Через три года был утверждён проект здания архитектора С. С. Кричинского. Сразу началось строительство дома, которое завершилось в 1914 году.
Так началась история одного из самых красивых домов Каменноостровского проспекта. Эмир Бухары строил его для сына, Сейид Алим-хана. Но пожить здесь не удалось ни ему, ни его наследнику. Но обо всем по порядку.
Зачем, вообще, Эмир Бухарский построил такой роскошный дом в Петербурге и почему в его архитектуре совсем нет восточных мотивов?
Со второй половины XIX века Бухара находилась в вассальном подчинении России, и правитель Бухары был тесно связан со столицей Российской империи. Эмир оставил заметный след в Петербурге: он финансировал строительство соборной мечети, одного из самых красивых культовых зданий Петербурга. Он пожертвовал на нее около 500 тысяч золотом. В проектировании мечети участвовал архитектор Степан Кричинский, который позже стал автором проекта дома на Каменноостровском.
В своем творчестве архитектор не придерживался определенного стиля, а ориентировался на желания заказчика. Так, в Гатчине он построил оригинальный дом для художника-карикатуриста Щербова, классическую русскую усадьбу в Шувалово для графа Воронцова-Дашкова, древнерусский сказочный городок для императора в Царском селе. Такая способность гарантировала Кричинскому популярность, но искусствоведы считают, что он не был зодчим первого ряда.
Для своего дома Эмир Бухарский захотел стиль итальянского палаццо, возможно он был популярен в то время. И архитектор, в очередной раз, удовлетворил желания заказчика. После 1917 года, когда дом был отдан под коммунальные квартиры, Кричинский прожил здесь несколько лет в квартире №4.
Если посмотреть на дом сверху, можно увидеть прямоугольник с фасадным корпусом и два дворовых корпуса, связанных флигелями.
Фасад украшен мощными арками из натурального камня — из крупных глыб желтовато-белого шишимского мрамора, добытого под Златоустом на Урале.
Это единственный пример применения этого камня в Санкт-Петербурге.
Официально дом был построен в 1914 году, но отделочные работы остановились из-за начала Первой Мировой войны. Они были завершены лишь в 1952 году.
Несмотря на свое огромное богатство, Эмир Бухарский строил свой огромный дом частично как доходный. В то время, это было весьма выгодным предприятием, а квартиры на Каменноостровском проспекте пользовались особой популярностью. Они были очень разные по расположению, площади и высоте потолков. Самые высокие потолки в доме – 6 метров.
До революции в доме снимал квартиру Дмитрий Оскарович Отто, создатель Имперского клинического Повивально-гинекологического института в Петербурге.
А в 1930-е годы в доме появились и такие жильцы. В Петербурге много домов отмечены табличками этого проекта... Печальные страницы истории страны.
Фасадная, самая красивая часть дома планировалась под квартиры для сына Эмира, Сейид Алим-хана, и его гарема из 350 наложниц. Сейчас она выкуплена под элитное жилье.
После революции дом был отведен под коммуналки. Огромные квартиры были нарезаны на клетушки, и количество жильцов резко возросло. Не удивительно, что былая роскошь и красота парадных исчезла навсегда… Согласно экспертизе, сейчас дом находится в аварийном состоянии.
Давайте заглянем в одну из парадных.
Она смотрится красиво, несмотря на дурацкий охристый цвет.
Сохранилась лепнина в виде цветов и ваз,
подлинные двери с уникальным шпингалетом.
А вот вазу с напольной плитки, кто-то забрал с собой.
В каждом доходном доме, кроме парадного входа была черная лестница. Заглянем?
Эта странная нумерация квартир связана с уплотнением доходного дома. Одна квартира делилась на несколько комнат и каждой присваивался свой номер. Часть комнат выходила на парадную лестницу, другая – на черную.
В этой части дома были построены квартиры для министров бухарского эмирата.
Они были действительно, огромные и роскошные, ведь хозяин не скупился при строительстве.
Да и состояние позволяло. Когда в 1920 году советская власть добралась до Бухары и до имущества последнего Эмира, то опись всех его богатств заняла 48 листов. И это только то, что не успели спрятать.
Вход в министерскую парадную со стороны Каменноостровского проспекта.
До революции здесь размещалось всего 7 квартир, а сейчас…
Признаюсь, я была в шоке от увиденного!
За многочисленными надписями еле просматривается декоративный стюк – искусственный мрамор, полы выложены рускеальским мрамором.
Парадная освещается несколькими высокими окнами.
Частично сохранились дубовые перила и балясины, но сейчас они в плачевном состоянии и лучше к ним не прикасаться.
На верхних этажах стены чище, но неизвестные «художники» везде оставили свой след. И зачем они это сделали???
Самое печальное в том, что следы этого «творчества» просто так не смыть. Краска смывается вместе с внешним слоем камня, поэтому нужны специальные средства и руки профессиональных реставраторов.
Неплохо сохранилась лепнина на потолке и медуза-горгона, обрамленная лавровым венком.
Сохранились уникальные двери,
но они основательно испорчены коммунальной жизнью.
К сожалению, коммунальная жизнь в этом доме продолжается и дальнейшая судьба его непонятна… Хотя это объект культурного наследия регионального значения.
Печальная участь постигла и владельцев дома. В декабре 1910 года повелитель Бухары, Сеид-Абдула-Ахад-Богодур-хан, скончался от неизлечимой болезни почек, а его наследник — последний Бухарский эмир, Сейид Алим-хан, — в 1920-х годах бежал в Афганистан, где умер в глубокой нищете.
Эта экскурсия по дому Эмира Бухарского из серии «Ожидание и реальность». Я не ожидала, что за роскошными стенами особняка скрывается такая разруха и красота внутреннего убранства утеряна навсегда.
Если вы еще не были внутри дома Эмира Бухарского, то рекомендую прогуляться, пока еще есть на, что посмотреть.
А совершить виртуальную прогулку по дому можно вместе с Романом Везениным здесь.
На Петроградской стороне еще много интересных домов и парадных, поэтому скоро будут новые истории. Stay tuned!