Найти тему
Navygaming Channel

Российские торпеды создавались не только И.Александровским...

Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.

Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)

2. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Первые российские торпеды

2.2.2. Торпеда А. Шпаковского

Как было уже сказано ранее, торпедное оружие стало развиваться достаточно стремительно после того, как были отработаны технологии создания эффективных двигателей, особенно достигнуты успехи в создании технологий получения и хранения сжатого воздуха и создании пневматического двигателя. Однако не были забыты и иные способы движения, в частности - реактивный принцип. Проекты реактивных торпед появлялись в различное время, начиная с 1876 года, когда торпеды только появились в русском флоте, многократно поступали предложения использовать во флоте для различных нужд реактивный принцип движения. Особенно примечательным в этом смысле являлся проект полков­ника в отставке А. И. Шпаковского.

Александр Ильич Шпаковский родился 1 сентября 1828 года в Смоленской губернии. Воспитание он получил в Новгородской губернской гимназии. В 1846 году, будучи в чине подпоручика, Шпаковский был прикомандирован к Павловскому кадетскому корпусу для испытания на звание «репетитора по предмету физики». С 1854 года Шпаковский был назначен на должность «учи­теля 3-го рода по предмету физики» и оставался в этой должности в течение 15 лет. Одновременно он вел преподавание физики в Павловском военном учили­ще. В 1870 году Шпаковский оставил военную службу в чине полковника с намерением заняться своими изобретениями. Будучи известным педагогом, А. И. Шпаковский непрерывно занимался прикладными вопросами техники. Несколько лет он являлся сотрудником ка­федры физики, возглавляемой Э. X. Ленцем в Михайловской артиллерийской академии. В начале 50-х годов Шпаковский сблизился с известным военным специалистом К.И. Константиновым, вошедшим в историю техники в качестве талантливого изобретателя и теоретика боевых ракет. Константинов оказал на него сильное влияние. В 1879 году А. И. Шпаковский поступил по вольному найму в минные мастерские в Кронштадте, где начал работать над своим про­ектом.

Александр Ильич Шпаковский
Александр Ильич Шпаковский

В 1879 году изобретатель предложил Морскому Техническому Комитету проект реактивной торпеды, для движения которой в воде им был разработан особый «ракетный состав». До Шпаковского было проделано много по­пыток применить ракеты для движения под водой, но все они оканчивались не­удачно. По этому поводу Шпаковский писал в своей объяснительной записке к проекту торпеды:

«...Несмотря на идеальную простоту устройства и удобоприменимости ракет для военных целей, многочисленные попытки применения ракетных со­ставов для подводного движения представляют задачу, доныне еще не разре­шенную удовлетворительным образом...
...Устройство снаряда основано на принципе, примененном в современной артиллерии, т. е. на сохранении правильности полета посредством устойчи­вости оси вращающихся тел; хотя применение этого принципа мы встречаем в некоторых проектированных ранее меня снарядах, но несостоятельность подобных проектирований совершенно понятна, если примем в соображение, что устойчивость оси достигается только под условием больших скоростей вращения, чего совершенно невозможно достигнуть сообщением вращатель­ного движения всему снаряду с внешней его оболочкой, трущейся о воду. В мо­ем снаряде поверхность его может медленно вращаться только вследствие трения подшипников трубчатой оси, тогда как внутренняя часто получает, будучи окружена и уравновешена в газах, большую скорость и способна проявлять свою деятельность к сохранению начального направления в движении снаряда....
Вторым недостатком рутинного проектирования подводных снарядов является разрыв гильзы, который именно и ставится в самые благоприятные условия для его проявления, а именно:
1. Воспламенение состава обыкновенно начинается внутренним каналом и распространяется от центра к окружности, причем давление газов способст­вует образованию трещин в составе и мгновенному увеличению горящей по­верхности. При сухой и холодной набивке состава чаще всего разрыв гильзы за­висит от расширения воздуха, остающегося в порах состава.
2. Выпускание газов для действия на воду узкими отверстиями, причем расход газов может быть менее прихода, вследствие чего увеличится внут­реннее давление газов, а вместе с тем возвышается от изменения теплоемко­сти газов температура горения. Встреча горячих газов с водою при узких ще­лях может вызвать конденсацию и засорение выпускных отверстий.
В моем проекте обращено было полное внимание на все, кажущиеся по­бочными, явления, но в сущности видоизменяющие конечный результат, а так же и на условия для проявления максимума реакционного и пропульсивного дей­ствия ракетных газов в воде...
...Для прицельного бросания снарядов могут быть применены трубчатые или решетчатые спуски общеупотребительных систем, или предлагаемая мною револьверная система с 4,5 или 6 снарядами, выпускаемыми последова­тельно один за другим по мере надобности...
...С введением подводной стрельбы должна подвергнуться значительным изменениям как система постройки судов и вооружения их, так и самая ТАКТИКА морской войны».

А.И. Шпаковский, по-видимому, усовершенствовал реактивный снаряд Девица.

-2

На рисунке приведена современная реконструкция тор­педы А.И. Шпаковского, где под действием газов, образующихся от сгорания «ракетного состава» происходит одновременно два действия: 1 - образуется реактивная тяга, толкающая торпеду вперед с заданной скоростью (за счет истечения газов из сопла 11); 2 - образуется крутящий момент, заставляющий вращаться корпус реактивного двигателя 5 внутри наружного корпуса торпеды 7 в подшипниках 3 и 9 (за счет истечения газов из сопел 4, просверленных под углом). При этом (как вполне справедливо считал А.И. Шпаковский) наружный корпус торпеды сохранит свои обычные гидродинамические качества (т.е. не будет вращаться), в то время как внутренний корпус (корпус реактивного дви­гателя) будет вращаться с частотой, достаточной для стабилизации траектории движения торпеды по курсу. Управление движением реактивной торпеды по глубине (до скорости 60 уз), возможно, было обычным для того времени спосо­бом за счет гидростатического и маятникого аппаратов.

В апреле 1879 года авторитетная комиссия минных офицеров вынесла сле­дующее постановление по работе Шпаковского:

« Комиссия минных офицеров с участием г. Шпаковского рассматривала предлагаемый им ракетный состав. По рассмотрении Комиссия положила, что ракетный состав обещает весьма разнообразное и полезное применение его в ближайшем будущем, и дальнейшая разработка и производство опытов над ракетным составом во­обще весьма важны. При этом разработка и производство всех опытов должна вестись под наблюдением Комиссии и по программе, которую предложено составить г. Шпаковскому и подвергнуть обсуждению в Комиссии».

Для дальнейших работ по этой тематике А.И. Шпаковским была составле­на обширная программа экспериментальных исследований, нацеленная на ско­рейшее изготовление образца боевой реактивной торпеды.

Программа исследований ракетного состава в применении к движению мин
1. Приготовить ракетные составы трех сортов: № 1 быстро горящий, № 2 средний и№ 3 медленный.
2. Определить удельный вес этих составов, количество развиваемых газов и механическую работу при горении каждого из составов.
3. Отыскать наивыгоднейшее условие для движения мин ракетным со­ставом на глубине от 1 до 10 фут.
4. Устроить типы мин для небольших расстояний взамен шестовых, бук­сирных и бросательных.
5. Испытать способ сгущения атмосферного воздуха до больших давлений для мин Уайтхеда при помощи ракетного состава и .устроить специальный аппарат для этой цели, приспособленный к условиям боя.
6. Устроить образец дальнобойной мины упрощенного устройства.
Испытать:
...3) равномерность горения состава на воздухе и в закрытом простран­стве;
4) отношение состава к температуре; 5) « « к влажности; 6) « « к удару; 7) « « к прочности при перевозке; 8) « « к сотрясениям; 9) способность состава к воспламенению.
Отставной полковник А. Шпаковский

Изобретатель был близок к осуществлению своего замысла: ракетное топ­ливо, необходимое для движения торпеды, было разработано; была построена и сама реактивная торпеда, которая испытывалась в Кронштадте в присутствии Заведующего минным делом на флоте контр-адмирала Пилкина, который со­ставил следующий отзыв:

«...Ракетный состав Шпаковского горит равномерно и медленно, без вспышек... Этим ракетным составом... налажена мина его лее, Шпаковского... Мина была опущена в воду на глубине 8 фут. При сообщении огня порох взо­рвался, оторвал кормовую часть мины, отчего последняя ушла на дно, но со­став продолжал гореть на глубине 30 фут».

При одном из испытаний в минных мастерских Шпаковский получил тяжелое ранение и потерял способность продолжать свои весьма успешно начатые работы. Будучи больным, 7 августа 1880 года он попытался принять меры к продолжению прерванной работы.

Из прошения Шпаковского Заведующему Минной частью на флоте о поручении опытов Зарудневу
Прошение
Отставного полковника Александра Ильича Шпаковского, занимающегося изготовлением изобретенной им плавучей мины с ракетным составом.
Вследствие тяжелой и продолжительной болезни я не могу лично про­должать начатых мною работ по исполнению мины и предлагаю поручить продолжение работ состоящему по Адмиралтейству майору И.Т.Зарудневу, который соглашается производить работы под моим руководством... не же­лая, чтобы вследствие моей болезни останавливалось дело... прошу... о разре­шении мне привести в исполнение мое предположение.
Отставной полковник А. Шпаковский

На подлиннике данного документа значится: «Высочайше разрешено» Янв. 7 дня 1880 г.

Вариант использования торпеды А.Шпаковского
Вариант использования торпеды А.Шпаковского

Тяжелобольной изобретатель сильно нуждался в средствах. Особенно его тяготила вынужденная остановка в столь важных для Отечества работах, которые могли составить мировой приоритет. Даже сквозь годы слышится крик души изобретателя, умоляющего о помощи:

«...Прошу... не откажите в моей просьбе, не заставьте полезного изобре­тателя русского умереть с голоду...
...Мы будем иметь в числе оборонительных и атакующих средств такое, что будем вправе гордиться перед иностранными державами...
...Я принял на себя обязательство изготовить мину, двигающуюся посред­ством особого ракетного состава...».

Однако Морское Министерство все же расторгло договор с изобретателем, и разработка реактивной торпеды осталась незавершенной. В 1881 году Алек­сандр Ильич Шпаковский скончался в больнице на станции Удельной под Пе­тербургом. В газете «Новое время» за 1881 год, № 1914 по случаю смерти А.И.Шпаковского была помещена заметка, где говорилось, что «... Шпаковский умер в больнице, не оставив после себя не только никакого состояния, но даже и нужных для похорон денег».

Подытоживая деятельность А.И. Шпаковского в совершенствовании тор­педного оружия, можно отметить, что им разработаны: формула реактивного топлива «ракетный состав А.И. Шпаковского»; конструкция и создание реактивной торпеды, не имеющая аналогов за рубежом; многозарядный торпедный аппарат «револьверная система с 4,5 или 6 снарядами»; аккумулятор давления (или газогенератор) для торпед (вместо резервуара воздуха высокого давления), т.е. «способ сгущения атмосферного воздуха до больших давлений при помощи ракетного состава».

Реализация этих идей и разработок А.И. Шпаковского могла бы обеспе­чить русскому флоту качественный перевес в морских вооружениях и вполне бы могла изменить «саму тактику морской войны», как мечтал этот великий русский изобретатель.

Грустная судьба еще одного русского изобретателя и поразительная "практичность" чиновников Морского Министерства ....