Сейчас раздел наследства или общего имущества супругов - та еще проблема. Сколько законов и подзаконных актов посвящено ей, сколько разъяснений дал, и еще даст Верховный суд, сколько копий сломали адвокаты.
Как с этим справлялись раньше? Конечно, я не могу дать единую справку по всем векам, уж больно обширная тема. Но процитирую тут две интересные истории о том, как люди делили дома или землю.
Первая история написана Николаем Лесковым, в Докладе о поездке в Олонецкую губернию летом 1892 года.
"...В Кескозере мне случилось видеть раздел братьев. Раздел был полюбовный и происходил мирно, без крика и спору, без присутствия сельских властей.
Старший брат, широкобородый, плечистый мужик, принес из «перти-айтэ» — домового чулана (в отличие от «пелдо-айтэ»—чулан на поле) ржаной хлеб, положил его на стол, засветил восковую свечу перед иконами, — и оба брата с семьями стали на молитву.
Потом, после молитвы, братья поцеловались, и старший, отрезав ножом половину хлеба, отдал её брату...
И затем начался самый раздел имения: старший брат взял избу, а младший «свиязи», то есть двор и сарай; зерновой хлеб, скот, поля, — всё пошло пополам...."
Признаться, мне этот раздел не вполне понятен. Потому что "двор" это не участок земли, а хозяйственная часть дома, пристроенная непосредственно к жилью. Таким образом братья поделили дом пополам, и одному досталась жилая часть, а другому - хозяйственная (та, где содержится скотина, корм, инструменты).
При этом скотину, хлеб и землю тоже поделили пополам.
Как этим всем пользоваться? Каждому из них придется в любом случае строиться. Тому, кто получил двор, нужен жилой дом, а тому, кто получил дом, нужен двор. Пристраивать все это к существующей усадьбе? Вряд ли такое возможно. Остается, видимо, каждому из них также строить себе по дому со двором. А имением пользоваться уже поровну.
Но раз они решили все полюбовно, вероятно такой странный на первый взгляд раздел был им удобен.
А вот вторая история, повествующая о разделе земли. Этот дележ происходил в Тихвинском уезде Новгородской губернии, описывал его Не-Садко:
«В дележе, который мне пришлось наблюдать, участвовали четверо: 2 женщины, мужик и старик. Им четверым, по дележу общества, достался угол, и они этот угол делят уже между собой; угол, в свою очередь, разбит ими на 2 участка.
На каждых двух, участвующих в дележе, приходилось по одному участку; предстояло решить: которая из двух сторон владеет тем или другим участком.
Долго и горячо об этом спорили, но, по-видимому, не пришли ни к какому соглашению... так как старик, сделав два жребия из деревянной палочки и расколов каждый на двое, две половинки бросил на пол, а две других, на которых были отмечены тот и другой участок лядин, оставил у себя. Поспорили еще немного, одна из женщин, перекрестившись, поднимает с пола один из жребьев, и тогда старик показывает ей соответствующую половинку жребья, на которой отмечены доставшиеся ей лядины, после чего все споры прекратились и оживление деливших сменилось обычной апатией, говорящей о глухой покорности судьбе».
В общем, из этих двух историй можно сделать вывод, что у людей было как минимум три варианта развития событий:
- Обращение за судом к сельским властям.
- Жребий.
- Полюбовный раздел.
В общем-то, все почти как и сейчас. Разве что жребием мало кто пользуется, не рискуя полагать свою судьбу на него.
Источники: Анна Викторовна Большакова, Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки 2013. № 1 (130); Николай Лесков, Доклад о поездке в Олонецкую губернию летомъ 1892 года