Все чаще в образовании появляются механики компьютерных игр. Но когда "историю" и "видеоигры" ставят рядом, часто подразумевают переписывание истории. Не спорим, разработчики любят проводить с ней эксперименты, но существуют ли достоверные с исторической точки зрения видеоигры, по которым даже можно что-нибудь выучить? В этой статье я расскажу об исторически достоверных играх, по которым легко можно узнать много правдивой информации о тех или иных событиях.
Можно ли изучать историю по играм?
Раньше, не имея возможности нанять исторического консультанта, разработчики строили сюжет и общие моменты по известным фактам и подборке пропагандистских новостей. Так появилась «клюква».
Подкованные игроки были другой проблемой — они находили ошибки во внешности моделей людей или неточности в элементах той или иной техники, и разносили проект в пух и прах. Самый частый пример — когда броня, оружие или экипировка воинов прошлого изобретались спустя десятилетия после презентации в игре.
На сегодняшний день редкий блокбастер обходится без исторических консультантов. С их помощью мы видим корректный внешний вид персонажей и их снаряжения (техники, объектов или всего игрового мира).
Но разработчики «отрываются» на известных фактах, вольно обходятся с датировкой ключевых событий (обычно этим страдают годы жизни исторических личностей, начало войн, массовых эпидемий и катаклизмов) и предпосылками, многое добавляют от себя.
В качестве примера можем привести серию Assassin's Creed — разработчики детально воссоздают как эпоху, так и быт того времени:
Но сценаристы очень вольно обращаются с историей и тасуют факты, порой даже переписывают некоторые события — все ради интересного геймплея и сюжета. Ни в чем не обвиняем Ubisoft — благодаря этому подходу у франшизы миллионная армия фанатов.
Есть разработчики, стремящиеся к историческому реализму и максимально возможной достоверности. Как правило, это проекты от любителей для любителей — без большого бюджета на качественную графику и со сложным геймплеем, отпугивающим даже хардкорщиков.
Тем не менее, мы нашли несколько игр, которым удается одновременно развлекать и быть познавательными с исторической точки зрения. Впрочем, не забывайте, что ни одна игра не будет исторически точной на 100 %, так что обязательно читайте статьи о нужном периоде на профильных ресурсах.
Игры серии Sid Meier's Civilization
Эта глобальная пошаговая стратегия построена на реальной истории всего человечества. Начиная за 4 000 лет до нашей эры, игрок управляет выбранной цивилизацией и пробивается в современность путем войн, союзов и неустанного развития территорий.
Для примера возьмем самую совершенную на текущий момент игру — Civilization 6, однако пятая и четвертая части также изобилуют историческими деталями (особенно с модами на историчность).
Что можно посмотреть:
- Чудеса Света и наций — выполнены в точном соответствии с прототипом (Пирамиды, Колизей, Большой театр, Эйфелева башня и другое) и в правильном положении — те же Пирамиды можно построить только в пустынной местности. По завершении Чуда вы увидите небольшой ролик со строительством, а в игровой справке прочитаете еще больше интересного об этом Чуде.
- Уникальные боевые юниты — у каждой цивилизации, как правило, есть свой уникальный военный юнит, гражданское здание и специализация, отражающие реальность. У России это казаки, у Франции — мушкетеры, а у Японцев — самураи. Они все смоделированы в соответствии с историческим прототипом.
Что можно изучить:
- Эпохи развития Человечества — от древнего мира и античности до нового времени и современности. Механика построена на научных и культурных открытиях, имеющих прямое отношение к реальности (колесо, фермерство, обработка железа, деньги, паровая тяга, бензоиновые двигатели, пластмассы и другое)
Политические режимы и правительство. На простых, но исторически верных примерах можно понять разницу между автократией и монархией, диктатурой и демократией. Набор возможностей правителя выражен при помощи карточек с подробным описанием. У каждой политической эпохи — свой набор карточек, вроде крепостного права, рыцарства, народного ополчения, блицкрига, космической программы и других.
Трилогия Brothers in Arms
До серии Borderlands студия Gearbox была известна серией тактических шутеров от первого лица Brothers in Arms, причем разработчики стремились к высокой исторической достоверности показанных событий. Для этого сотрудников художественного отдела отправили во Францию, где они посетили места известных сражений.
События игры идут вокруг 101 воздушно-десантной дивизии армии США, некоторые второстепенные персонажи — реально существующие личности, но главные герои полностью вымышлены. «Братья по оружию» запомнились попыткой кинематографически подать события Второй Мировой — долгие заставки, протяженные диалоги и неплохая по тем временам лицевая анимация.
Выбор оружия не такой большой, поскольку используется реальное вооружение пехоты тех лет — а зачем солдатам ворох автоматов и пулеметов? Хватит и одного.
Что можно посмотреть:
- Для создания правильной атмосферы и реалистичного окружения использовались архивные фотографии, карты местности и свидетельства ветеранов. Так что дизайн уровней всех трех игр на высоте.
- Действие и Earned in Blood развиваются в 1944 году, во время высадки союзников в Нормандии и вертятся вокруг дня «Д» и последовавших наступлений, например, захвата и обороны города Карентан, а также перестрелках с фрицами на широких просторах Франции.
- События Hell's Highway посвящены голландской операции армии США и одной из крупнейших в истории высадок воздушного десанта.
- В первых двух играх можно зайти в отдельное меню и оценить, насколько точно, с вниманием к деталям, исторические материалы и прототипы обрели компьютерную версию.
Серия Medal of Honor
Если вы хотите окунуться в будни Второй Мировой, да еще от первого лица, советуем попробовать серию шутеров Medal of Honor, но только те игры, что вышли до перезапуска серии в 2010 году. В отличие от Call of Duty, все игры Medal of Honor посвящены сражениям на фронтах Второй Мировой.
Во время разработки был сделан большой упор на историчность — реальные модели оружия, танков и солдатской формы, высокая реалистичность военных операций Союзников и планирование сюжета на несколько игр вперед.
Что можно изучить:
- Underground рассказывает историю молодой девушки по имени Манон Батист, чей персонаж основан на биографии бойца французского Сопротивления Элен Дешам Адамс (Helene Deschamp Adams). Игроку нужно всеми силами мешать нацистской оккупации и помогать Союзникам.
- События Pacific Assault прямо касаются некоторых известных сражений на Тихоокеанском фронте — битвы за Тараву, бомбардировки Перл-Харбора, рейда на атолл Макин и битвы за Гуадалканал, но главный герой уже выдуман разработчиками.
- Несмотря на средние оценки Vanguard , сюжет этой игры посвящен важнейшим операциям антигитлеровской коалиции в Европе — «Хаски», «Нептун», «Маркет Гарден» и «Варсити».