Не так давно, в начале июля, Александра Яковлева отметила День рождения. Хочется пожелать талантливой актрисе стойкости духа и физических сил в борьбе с тяжелой болезнью и заметить, что её талант и яркая актерская индивидуальность украсили отечественный кинематограф.
Первый советский фильм-катастрофа "Экипаж" стал первой работой в кино для студентки Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Александры Яковлевой. Кто знает, как развивалась бы её актерская карьера, если бы не случай. Его Величество случай "сделал" судьбы многих людей.
Авторы сценария и режиссер Александр Митта изначально планировали снимать в роли бортпроводницы Тамары Елену Проклову. Как и роль бортинженера Игоря Скворцова предназначалась великолепному и неповторимому Олегу Далю. Даль сыграл несколько сцен, играл гениально, сам признавал, что роль циничного ловеласа Скворцова как никакая другая, подходит ему, но понимал, что болен настолько, что работу в картине не вытянет. В результате от роли отказался.
Елена Проклова, говорят, после сожалела, что отказалась от роли Тамары. Не угадала будущий успех картины, так бывает нередко. К тому же начало съемок "Экипажа" совпало с уплотнением её рабочего графика во МХАТе. По воспоминаниям директора картины Бориса Криштула, Проклова объяснила, что срочно вводится во все роли Ирины Мирошниченко, уехавшей в творческую командировку, - на фоне напряженной работы в театре времени для кино не оставалось.
Актера на роль бортинженера Скворцова режиссеру удалось найти довольно быстро. Леонид Филатов к тому времени снялся лишь в паре картин, довольно проходных, впрочем. Зато около десяти лет вполне успешно играл в Театре на Таганке. В профессиональной театральной среде у него сложилась слава талантливого актера и поэта. На съемочной площадке "Экипажа" Филатов начал работать сразу, что называется, с листа, пробы не понадобились - Митта сразу понял, что перед ним Игорь Скворцов.
Сложнее было с актрисой на роль Тамары. Митта понятия не имел, кого он будет снимать после отказа Прокловой. По версии, на которую я как-то наткнулась в интернете, Митта встретил Александру Яковлеву в коридорах Мосфильма, где она пробовалась в картину "Осенний марафон" на роль дочери главного героя, и Данелия её не утвердил.
Студентка ЛГИТМиКа отлично показала себя на пробах, и Митта отправил директора картины в Ленинград к руководству института за разрешением отпустить Яковлеву на съемки. Разрешение было получено легко со словами: " Она и так уже отчислена за неуспеваемость и нарушение учебной дисциплины."
Не знаю, закончила ли Александра Яковлева театральный институт позже, но в лучшей своей роли она снялась. У неё будут еще известные работы, но все же настаиваю, что работа в "Экипаже" - лучшая в её фильмографии. В образе Тамары ей было, что играть: любящая, страдающая и вместе с тем гордая, знающая себе цену. Там и глубина чувств, и бешеный темперамент - вспомните сцену, когда крушит она аппаратуру в квартире Скворцова, обнаружив там его прежнюю подругу.
Что касается сцены, которую принято считать как первую эротическую в истории советского кинематографа, то, по свидетельству режиссера, её значительно подкорректировали. И хотя снял её Митта довольно деликатно и вполне эстетично - на фоне музыки, специального света, а со спины обнаженную актрису снимали через аквариум с рыбками - всё равно цензура нашла, что порезать. Впрочем, что отрезали - то отрезали, нам этого не увидеть. А то, что вошло в фильм, действительно стало первой почти минутной сценой, где Яковлева "засветилась", что называется, со всех ракурсов, обвивая неподвижного Филатова своим телом.
Это тот случай, когда подобного содержания эпизод органично вписался в картину и оказался вполне уместен.
Картина и спустя сорок лет не потеряла зрительского интереса. Что-то подсказывает, что фильм "Экипаж " 2016 года через сорок лет мало кто вспомнит.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.