Петр Первый. СССР, 1937/1939. Режиссер Владимир Петров. Сценаристы: Владимир Петров, Алексей Толстой, Николай Лещенко (по мотивам одноименного романа А. Толстого). Актеры: Николай Симонов, Николай Черкасов, Алла Тарасова, Михаил Жаров, Михаил Тарханов и др. 24 миллиона зрителей за первый год демонстрации (первой серии).
Вольная экранизация нашумевшего романа Алексея Толстого «Петр Первый», две серии которой вышли на экраны в 1937 и 1939 годах, вызвали большой интерес у зрителей и бурную реакцию прессы.
Виктор Шкловский (1893-1984) подошел к этой экранизации довольно строго и писал, что в фильме «Петр Первый» «Алексей хорошо показан актером, но он неподвижен.Герои в исторической ленте не имеют своей истории, не имеют своего движения. Движется Меншиков, и его образ оказывается сильнее образа Петра. В Меншикова мы верим, потому что сюжет вещи показывает нам Меншикова в разных положениях, в разных жизнеотношениях. Петр, по фильму, справедлив, добродушен. Почему его считают антихристом, почему перед ним трепещут— непонятно. … Лента неровна. Хорошо показан умирающий Петр, он монолитен, как памятник, еще не поднятый на постамент. Лучше других построена роль Екатерины. Тарасова очень хорошо входит в ленту, но она, если можно так выразиться, интеллигентит Екатерину, крепкую, сильную женщину, которая, по преданию, могла поднять солдатское ружье за штык. Враги и друзья Петра даны чрезвычайно условно. … Сюжет фильма рыхл. Он оказывается узелком на бахроме, а не узлом, завязывающим всю ткань произведения. Стороной проходит история холопа, ставшего рабочим. Все удачи ленты находятся в треугольнике: Петр—Екатерина—Меншиков» (Шкловский, 1937: 220-222). Шкловский В. Петр Первый на экране (1937) // За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985. С. 220-222.
Спустя 30 лет в «Краткой истории советского кино» утверждалось, что «в «Петре Первом» тема народа разработана довольно подробно. К сожалению, она не всегда лежит в русле основных драматургических конфликтов произведения. В народных сценах пассивно констатируется тяжелое положение трудового народа – и не больше. К тому же подчеркнутый демократизм Петра в его взаимоотношениях с Меньшиковым, Жемовым, Абдурохманом, столетним дедом и другими представителями низов ослабляет конфликт между правящими классами и народом, который намечен в народных сценах. … Режиссер добился на редкость слаженного актерского ансамбля. В фильме показана целая галерея исторических фигур… Актеры сумели раскрыть психологию и внутренний мир героев, которые наряду с индивидуальной характеристикой представлены еще как представители двух противоборствующих сил эпохи. … С огромным мастерством Н. Симонов раскрывает в Петре борьбу между чувством долга и любовью к сыну. … Образ царевича Алексея – олицетворение исторической личности. Уходящей с исторической арены. … «Петр Первый» - глубоко патриотическое произведение. Счастье человека – в борьбе за процветание родины, за ее прогресс, - таков этический смысл «Петра Первого» (Грошев и др., 1969: 274-276). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
Мнения сегодняшних зрителей о фильме «Петр Первый» можно четко разделить на три группы, спорящие о: 1) художественных достоинствах картины, включая уровень актерской игры; 2) достоверности изображения исторических реалий; 3) значимости и роли реальных исторических фигур, изображенных в киноленте.
Александр Федоров, 2020