Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Гангстер, тунеядец, механик эскадрильи

Оглавление

Вспоминаем и пересматриваем любимые фильмы с участием Алексея Смирнова.

АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА». ФОТОГРАФИЯ: KINO-TEATR.RU
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА». ФОТОГРАФИЯ: KINO-TEATR.RU

Актер Алексей Смирнов начал играть в театре еще до войны — в 1940 году он окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. Вернувшись с фронта, он вновь стал играть на сцене, а в конце 1950-х годов дебютировал в кино. Его первой работой стала роль буржуйчика в исторической ленте «Кочубей» Юрия Озерова. После этой картины актер стал известен среди кинематографистов, и ему стали предлагать комедийные эпизодические роли. В свои фильмы его приглашали Владимир Фетин, Александр Роу, Элем Климов.

Всесоюзную известность Алексею Смирнову принесли роли в комедиях Леонида Гайдая — гангстера Билла Дрисколла в «Деловых людях» и тунеядца Феди в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика». Однако актер мечтал играть серьезных персонажей. В 1974 году на экраны вышла картина «В бой идут одни «старики», в которой Смирнов исполнил драматическую роль.

«Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но все это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал, никого и ничего не цитировал. Был, так сказать, весь в себе».

Драматург Яков Костюковский

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Первый фильм из трилогии (будут еще «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию») о жизни и приключениях скромного, но находчивого парня по имени Шурик.

В картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — три новеллы, которые объединяет один персонаж: симпатичный блондин, студент Политехнического института. Он слегка рассеянный, потому вечно попадает в невероятные ситуации.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — это фильм-дебют Элема Климова в кинематографе. Интересно, что Климов, выросший в эпоху пионерских лагерей и снявший блистательный фильм о пионерском лагере, сам в реальной жизни никогда в таких лагерях не бывал и сценарий фильма был не чем иным, как личной фантазией режиссера.

Если характеризовать этот фильм одним словом, то на ум приходит только одно — «хулиганство». Но очень талантливое хулиганство.

Айболит-66

Фильм «Айболит-66» — это первый авторский фильм на советском экране. «Первая картина театральной киноэстетики» — так отозвался о собственном фильме его режиссер и исполнитель одной из главных ролей Ролан Быков. Более того, Быков считал, что как режиссер в кино он пришел именно с этой картиной — веселой, эксцентричной комедией о настоящей дружбе и о победе добра над злом.

Во многом этот фильм уникален. Снят он по системе «вариоэкран», которая позволяла менять размер, формат и расположение изображения в зависимости от сюжета в кадре, и персонажи то находились внутри картинки, то выбирались «наружу», захватывая и удерживая внимание зрителей.

Деловые люди

Киноальманах, состоящий из трех не связанных между собой новелл по мотивам рассказов О’Генри, стал первым самостоятельным полнометражным фильмом Леонида Гайдая. Две его части – «Вождь краснокожих» и «Родственные души» – были сняты в фирменном комедийном гайдаевском стиле, а «Дороги, которые мы выбираем» – в жанре трагедии. Название фильма «Деловые люди» позаимствовано у одного из сборников О’Генри, хотя ни одно произведение из этого сборника в фильм Гайдая не вошло.

Автомобиль, скрипка и собака Клякса

Картину «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» снимали в эстонских городах Таллине и Пярну, а часть эпизодов — в Москве. В главных ролях сыграли Ролан Быков, Георгий Вицин и Зиновий Гердт.
В картине Ролан Быков использовал особый операторский прием - вариоэкран, при котором изменяется формат кадра и персонажи то действуют за пределами кадра, то вновь в нем появляются. За фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» Ролан Быков получил приз как лучший режиссер на восьмом Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе.