Говоря о рококо, представляешь себе смесь игривости, кокетливости, легкости, при этом также изобилие изгибов, декорирующих элементов и сказочности. Живопись француза Жана Оноре Фрагонара (1732 - 1806) давно стала синонимом направления рококо в живописи.
Обратимся к одной из самых значимых картин Фрагонара и узнаваемых работ эпохи рококо "Качели". Говоря только о визуальной составляющей работы, на ум сразу приходят гурманские ассоциации и сравнения: легкая, как пастила или зефир, но при этом сладкая-сладкая, почти приторная.
На первый взгляд работа кажется простой и с незатейливым сюжетом. Не самых молодого возраста мужчина раскачивает девушку в розовом платье на качелях, а с другой стороны мужчина наслаждается видами из под раскрывшейся юбки девушки.
В самом деле, именно такой сюжет об отношениях со своей любовницей барон де Сен-Жюльен заказал у очень популярного в ту пору художника Габриэля Франсуа Дуайена, только вместо мужчины в летах качели должен был раскачивать епископ. Дуайен крайне возмутился фривольностью такого сюжета и передал заказ своему коллеге, Жану Оноре Фрагонар. Как показывает история, Фрагонар не прогадал с выбором.
Несмотря на легкомысленный сюжет, композиционное решение работы крайне интересно. Сценка происходит в саду - популярном месте для любовных свиданий во Франции 18 века. При этом сад больше кажется рощей, как на картине не видно горизонта, зато крона деревьев создает особую динамичную диагональ картине. Другая диагональ создана девушкой (номер 1) на качелях в полете. Ее нежно розовое облачение делает из нее красивый цветок в этом саду. Ее молодой любовник с протянутой рукой (номер 2) завершает другую диагональ. Его розовое от удовольствия лицо прямо в тон платью своей любовницы, чьи пикантные части под юбкой он лицезреет. Динамизма этой работе добавляет слетевшая с ножки девушки туфелька и летящая прямо к скульптуре Купидона (номер 4), сына богини любви. Как настоящий Купидон он потакает всем любовным отношениям и прижимает палец к губам - этим жестом показывает, что хранит секрет любовников. По правую сторону можно заметить и другую скульптурную композицию амуров (номер 5), а также атрибут любой светской дамы маленькую собачонку (номер 6). И, конечно, вишенка на торте этой истории это счастливый в своем неведении, который буквально находится в тени, предполагаемый муж девушки, который и раскачивает ее.
Свет и тень очень важны в "Качелях". Фрагонар при помощи света руководит нашим взглядом: сначала зритель замечает самое светлое пятно, девушку, потом мы замечаем ее любовника в чуть более темных одеяниях, а затем мы наконец-то замечаем предполагаемого рогоносца в тени. При помощи вот таких световых решений художник и создает нарратив.
Чем еще примечательна работа, так это поза любовника. Накануне создания "Качелей" Фрагонар побывал в Мекке всех художников того времени - в Риме, где он, конечно, увидел творения Микеланджело. Поза любовника с вытянутой рукой крайне похожа на позу Адаса с фрески "Сотворение Адама", только рука любовника Фрагонара тянется к другому, более физиологическому месту, где зарождается жизнь. Подобное прочтение картины помимо эротического дает еще и богохульственный оттенок.
Другая примечательная вещь в "Качелях" Фрагонара - это то, что взоры всех персонажей, включая статуй, обращены на молодую девушку. В самом деле, ведь это же подарок заказчика для любовницы.
"Качели" относительно небольших размеров картина - 81 × 64.2 см - и не предназначалась для взора широкой публики. Философы Просвещения ругали эту работу за легкомыслие и прославление плотских утех. Однако работа Фрагонара является идеальным отражением нравов французской аристократии тех времен, времен культа физических наслаждений и гедонизма. Было естественно иметь любовниц, однако отношения должны были быть секретными, завуалированными. Пожалуй, эту работу можно именно так и обозначать: кокетливо завуалированная эротика. "Качели" Фрагонара по праву стали олицетворением рококо.