В этой статье пойдет речь о следующем поколении «Запорожцев»(о горбатом можете прочитать в предыдущей статье), получивших индекс 966 (после незначительной модернизации — 968), так же было скопировано с западного аналога. На этот раз внешность советской машины почти дословно повторяла экстерьер западно-германского NSU Prinz 4 образца 1961 года, который в свою очередь сам был стилистически близок, прежде всего, к Chevrolet Corvair 1959 года.
Немецкая машина не обладала передовой технической начинкой, однако пользовалась успехом благодаря дешевизне и простоте конструкции – изначально двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением (позже мотор 1200 V4), синхронизированная коробка передач и дифференциал находились в едином корпусе в задней части автомобиля.
Все эти технические особенности были полностью воссозданы и на ЗАЗ 966 (968). Единственным «фирменным» отличием стали «уши» — воздухозаборники по бортам ЗАЗ, которые исчезли с выходом рестайлинговой версии ЗАЗ 968М. «Ушастный» не обладал высокой степенью надёжности, однако был очень «живучим» — способность передвигаться с сильными техническими неполадками легла в основу множества анекдотов.
Работа над созданием нового «Запорожца» началась в 1960 году практически одновременно со стартом серийного производства первой модели завода ЗАЗ-965. Уже в конце 1961 года был готов первый опытный образец, но производство автомобиля удалось наладить только в 1967 году.
ЗАЗ-966 отличался от предыдущей модели кузовом седан, но в целом конструкция машины не претерпела существенных изменений. Исключение — полностью переработанная задняя подвеска и новая синхронизированная коробка передач. Расположенный сзади мотор был таким же, как у ЗАЗа-965: четырехцилиндровый, с воздушным охлаждением, объемом 887 куб. см и мощностью 27–30 л. с. Такие машины обозначались ЗАЗ-966В.
С 1967 года на «Запорожец» начали ставить модернизированный двигатель МеМЗ-968, который при объеме 1,2 литра развивал 40–43 л. с., но некоторые версии продолжали оснащать старыми силовыми агрегатами.
Производство модели ЗАЗ-966 завершилось в 1972 году с появлением усовершенствованной версии с индексом 968.