Продолжаем разговор про иркутского бабра (часть первая, часть вторая)
Традиционно считается, что казус с бабром, изображенным на гербе Иркутска, случился 5 июля 1878 года, и устроил его глава Департамента герольдии барон Бернгард Карл Кёне – родившийся и выросший в Берлине немец, плохо знавший русский язык.
До этого момента у иркутян был нормальный герб с бабром, дарованный им Екатериной II в 1790 году. Вот его изображение с официальным описанием в гербовнике Винклера.
Но в 1859 году барон Кёне, переименованный у нас в «Бориса Васильевича», начал масштабную реформу российской геральдики. И в 1878 году был подписан указ, вводящий в действие новые, реформированные гербы губерний и областей. И только после подписания выяснилось, что кто-то из ретивых чиновников исправил, как он думал, «ошибку». И описание иркутского герба отныне выглядит следующим образом: «В серебряном щите черный бегущий бобр с червлеными глазами, держащий во рту червленого соболя». Но поскольку в тот день был подписан указ по гербам 46 губерний и областей – половине всех гербов империи, ошибки никто не заметил.
Ну а поскольку уже сам царь-император подписал – уже все. Поправить больше ничего нельзя, обратного хода нет.
К чести имперских геральдистов – хищного бобра с соболем в зубах они все-таки изобразить не рискнули. Просто заготовленному тигру приделали бобровый хвост-лопату и пририсовали перепонки на задних лапах. В таком виде хищник и пошел на иркутский герб.
Несуразный, но милый грызо-тигр сразу всем полюбился. Его и в советское время на значках печатали.
И сегодня он красуется на гербах Иркутска и Иркутской области.
А в центре города иркутяне поставили своему перепончатому бабру монументальный памятник.
И все бы хорошо, но исследователь Илья Емелин в серии статей убедительно доказал, что не стоит вешать всех собак на барона Кёне. Как говорили в хорошем советском фильме, «Деточкин, конечно, виноват, но он… не виноват».
Природные русские люди прекрасно справлялись со всем и безо всяких немцев, и путали бабра и бобра задолго до геральдической реформы. Журналисты, рассказывающие про казус с иркутским гербом, любят цитировать создателя «Словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. Этот россиянин датского происхождения, пояснив в словаре, что «бабр — сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву; тигр, полосатый, королевский, царский тигр», сделал также следующее замечание:
«При учреждении губерний, Иркутской дан был в гербе бабр, как и поныне в Сибири зовут нередко, захожего гостя, тигра (полосатый тигр, Felis tigris); сочинители гербов, не поняв этого названия, оборотили его в бобра, хотя во всей Иркутской губернии нет ни речного, ни морского бобра. Дело это конечно не важное, но может быть вздумают, при случае исправить ошибку эту…».
Припечатал, конечно, знатно, только сказал это Даль за 12 лет до реформы Кёне. «Что же тогда он имел в виду?» - спросите вы.
Да многочисленные гербы Иркутска, появившиеся задолго до 1878 года.
Сначала их авторы шли по пути древнерусских художников, и рисовали вместо тигра «неведому зверушку», выдуманную, судя по всему, просто из головы.
Это, к примеру, зверь на гербе из Атласа Всероссийской империи И. К. Кирилова второй четверти XVIII века.
Не очень похож на тигра и терзающий соболя зверь с герба на знамени Иркутского полка 1764 года.
Но это все еще можно оправдать традиционным «я художник, я так вижу». Однако с некоторых пор иркутский бабр начинает все более и более походить на бобра.
Таков он на игральных картах начала девятнадцатого века.
И познавательных картах 1856 года.
А в следующем, 1857 году на пуговицах иркутских чиновников фиксируется уже чистой воды бобр с соболем в зубах.
И исследователям удалось найти – что послужило источником вдохновения при дизайне фирменных мундиров. Это гербовник последней четверти XVIII века. Вот как там выглядит иркутский герб.
Обратите внимание – возможно, именно этот рисунок является ранней версией официального герба Иркутска 1790 года.
Композиционно они очень схожи – вглядитесь в прорисовку соболя, в камни на земле. Можно предположить, что художник просто ошибся и сначала нарисовал герб с бобром, которого, после начальственного вразумления, переделал в тигра.
Так или иначе, но герб с бобром отнюдь не исчез, а продолжил свое существование. Как известно, до революции «цельными» были только гербы, как сегодня бы сказали, «областных центров», все остальные городские гербы обычно делились на две части – в верхней половине было изображение герба губернии, в нижней – собственно герб города.
Так вот, одно из известных изображений герба города Охотска конца XVIII века выглядит вот так:
Согласитесь – у В.И. Даля были все причины сетовать на бестолковых «сочинителей гербов», а у Н.В. Семевского – раздражено писать в своей книге «Новейшие, любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири» в 1817 году: «Бабр не бобр, и бобр не бабр - ... Да послужит сие примечание к поправлению Типографских, может быть, ошибок в землеописаниях наших».
И последний рисунок, который я хотел вам показать. 19 октября 1846 года был принят Сенатский указ «О гербах городам Селенгинску и Тро-ицкосавску Иркутской губернии». Вот как выглядели эти гербы, обратите внимание на верхнюю, «губернскую» часть.
Не этот ли зверь стал источником вдохновения для «бобробабра», нарисованного через несколько лет бароном Кёне? Может, и ошибки-то никакой не было, просто Департаменту герольдии смертельно надоели все эти бесконечные «превращения бабра в бобра и обратно» – вот они и решили «совместить» двух этих зверей, решив таким образом проблему раз и навсегда?
Но нет худа без добра – эти «животные трансформации» стали источником вдохновения для «литературного старообрядца» и одного из отцов русского национализма Сергея Ивановича Глинки, который задолго до всяких геральдических реформ писал в своих стихах:
Простерши за Байкал свой быстроумный взор, <…>
Где соболя рвет бобр, терзает белку волк...
_____________
Это отрывок из моей книги "Царский титул в картинках". По ссылке вы можете найти ее полностью.
За сколько телег серебра Россия купила у Польши Киев? Отчего символом северного города Владимира стал африканский лев, и почему у него железная корона - одна из трех известных в мировой геральдике? Откуда у реального правителя Новгородского государства "боярина Якова Пунтосовича" такое странное отчество?
Если же вам интересна средневековая история России и окрестных стран, вы можете почитать мою историческую сагу "Московиты" или фантастический роман "Адашев. Северские земли".