Глава Аэрофлота Виталий Савельев во время встречи с премьер-министром Михаилом Мишустиным раскрыл детали новой стратегии развития группы Аэрофлот до 2028 года. Постараемся разобраться в деталях озвученной стратегии и ответить на некоторые вопросы, которые пока остались без ответа.
Группа Аэрофлот
Заявленные цели к 2028 году: 130 миллионов пассажиров, 600 самолётов
Текущие цифры: 60,7 млн. пассажиров за 2019 год, 360 самолётов
Сейчас группа Аэрофлот входит в 20-ку крупнейших авиакомпаний мира. Достижение заявленных целей поможет ей войти в мировой Топ 10.
Авиакомпания Аэрофлот
Заявленные цели к 2028 году: 35-40 миллионов пассажиров, 170 самолётов
Текущие цифры: 37,2 млн. пассажиров за 2019 год, 246 самолётов
Заявленная стратегия до 2028 года: 5-звёздочная авиакомпания премиум-класса, ориентированная на дальнемагистральные перевозки
Изменения в авиапарке: Все самолёты Боинг-737 переводятся в парк Победы, Суперджеты переводятся в парк России. Дальнемагистральные А-330 заменяются на А-350. Отдельные СМИ написали, что авиапарк Аэрофлота теперь будет состоять только из зарубежных самолётов, проигнорировав это замечание Савельева:
Конечно, если МС-21 будет успешной машиной – а мы в это верим и надеемся, – мы её будем в «Аэрофлоте» также использовать. Пока мы просто даём возможность получить опыт и наработать практику.
Вопросы: Останутся ли у Аэрофлота среднемагистральные рейсы по России? - Савельев сообщил, что
Аэрофлот будет оперировать только дальнемагистральным флотом.
Это немного сбивает с толку, но комментарий по поводу МС-21 даёт подсказку, что среднемагистральные самолёты всё же останутся в парке. Вероятнее всего будет сокращена частота полётов на многих маршрутах, которые будут переданы Победе и России.
Кто будет подвозить пассажиров дальнемагистральных рейсов из регионов в Москву? - Вероятнее всего эту роль будет выполнять авиакомпания Россия. Это подтверждает её перевод из Внуково в Шереметьево, завершённый в апреле 2020 года.
Наш прогноз: Аэрофлоту не составит труда выполнить количественные показатели по пассажиропотоку, но по нашему мнению существенную его часть (более 30%) все же составят среднемагистральные перевозки. Ставка на рост исключительно дальнемагистральных перевозок в ближайшие годы излишне оптимистична.
Авиакомпания Победа
Заявленные цели к 2028 году: 55-65 миллионов пассажиров, 170 самолётов
Текущие цифры: 10,3 млн. пассажиров за 2019 год, 30 самолётов
Заявленная стратегия до 2028 года: бюджетная авиакомпания, ориентированная на среднемагистральные перевозки. Заявляется, что рост авиакомпании позволит снизить цены на авиабилеты в эконом-классе на 30%.
Изменения в авиапарке: Из-за проблем с самолётом Б-737 MAX у Победы возникли трудности с расширением авиапарка. Планируется решить проблему путём перевода всех имеющихся у группы самолётов Б-737-800 в парк Победы. Перевод из России уже начался - 2 борта уже готовы к передаче, ещё 6-8 самолётов вероятнее всего уйдут в Победу в этом или следующем году. Ещё порядка 40 самолётов будет переведено из парка Аэрофлота.
Вопросы: На какой самолёт будет ориентироваться Победа в будущем? - Ставка на самолёты Боинг является самым большим риском для будущего развития авиакомпании. Примечательно, что руководство Аэрофлота в этом году не вспоминает про заказ 20 самолётов 737 MAX. Надеемся, что вскоре мы узнаем о его отмене. Для расширения авиапарка до заявленных 170 самолётов, в 2023-2025 годах Победе придётся принимать решение о замене базового типа в авиапарке. Реальных претендентов на эту роль всего 2 - семейство А-320нео или наш МС-21.
Наш прогноз: Цели, поставленные перед Победой очень амбициозны. Для того, чтобы стать крупнейшей авиакомпанией России, ей нужно поддерживать ежегодные темпы роста не менее 20-25%. Выполнить поставленные задачи авиакомпания сможет только при успешном решении вопроса по замене Боингов 737 на другой самолёт, и банкротства некоторых конкурентов в России и Европе. Одновременно, на рубеже 2025 года надо будет открывать новые базы для авиакомпании. Во Внуково к тому времени ей будет уже очень тесно.
Авиакомпания Россия
Заявленные цели к 2028 году: 25-40 миллионов пассажиров (расчётная цифра исходя из заявленных цифр по Аэрофлоту и Победе), 250 самолётов
Текущие цифры: 11,6 млн. пассажиров за 2019 год, 62 самолёта
Заявленная стратегия до 2028 года: социальная авиакомпания, ориентированная на эксплуатацию отечественных самолётов. Заявляется, что авиакомпания в том числе будет выполнять субсидируемые перевозки по фиксированным "плоским" тарифам.
Изменения в авиапарке: Боинги 737 будут переведены в Победу. Достаточно возрастные А-319 и А-320 доставшиеся от Аэрофлота и наследство Трансаэро - старые Б-747 и Б-777, будут выведены из парка. В будущем основу парка России будут составлять 150 Суперджетов и 85 самолётов МС-21.
Вопросы: Кто будет заниматься развитием региональных хабов, заявленных в предыдущей стратегии? - Вероятнее всего, задача развития перевозок через Красноярск, Сочи, Новосибирск, Санкт-Петербург и Екатеринбург будет возложена Аэрофлотом на авиакомпанию Россия, и частично на Победу.
Наш прогноз: Авиакомпания Россия наконец начинает оправдывать своё название. Ей предстоит решить важные социальные задачи - развитие доступных региональных авиаперевозок внутри России и освоение отечественных самолётов. Заявленные для авиакомпании цели вполне достижимы.
Авиакомпания Аврора
Заявленные цели к 2028 году: не объявлены
Текущие цифры: 1,7 млн. пассажиров за 2019 год, 23 самолёта
Заявленная стратегия до 2028 года: не объявлена
Наш прогноз: Судя по поступающей информации, проект дальневосточной авиакомпании будет развиваться в дальнейшем без участия группы Аэрофлот. Вероятно, в ближайшее время подтвердится информация о продаже авиакомпании Сахалинской области.
Итоговый прогноз по группе Аэрофлот
В целом цифры по группе вполне достижимы. Больше всего сомнений вызывает способность Победы выдержать очень высокие темпы роста в условиях наступающего кризиса. По нашему мнению, стратегия будет скорректирована в 2022-2023 годах ввиду серьёзных изменений на российском и международном авиарынке.
Свои вопросы по новой стратегии Аэрофлота оставляйте в комментариях. Вместе постараемся разобраться.
ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:
Боингозамещение в России. Процесс запущен
Глазьев объяснил зачем нужно развивать отечественное авиастроение
Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019
Почему американские авиакомпании не верят в Боинг?
Топ 25 авиакомпаний России за 1-й квартал 2020 года
Крупнейшие авиакомпании мира 2020. Итоги 1-го квартала
Новый российский самолёт МС-21. Состояние проекта на начало 2020 года
Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?
Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?
Кто и как распространяет ложь про российские самолёты