Найти тему
Тимур Асланов

7 вещей, которые должен знать и уметь пиарщик, помимо основных знаний о пиаре.

Сегодня границы между профессиями размываются, инструменты быстро меняются, и уже недостаточно быть просто специалистом по связям с общественностью. Нужно обладать знаниями и из смежных отраслей. И в первую очередь необходимо осваивать знания в области маркетинга. Именно маркетинговые инструменты помогают увеличить эффект от PR-работы. Да и к тому же уже порой вообще не понятно, где тут заканчивается пиар и начинается маркетинг.

Давайте посмотрим, что же надо обязательно освоить PR-специалисту.

1. SMM. Это уж точно лежит на общей земле. Ведение сообществ, пабликов, страниц, наполнение их контентом и продвижение, привлечение подписчиков. И, конечно, всё это четко и системно – разработка стратегии, определение целей и задач, kpi и оценка эффективности. Не запостить пару котиков и подписать на корпоративный аккаунт маму и бабушку, а создавать фабрику контента с ориентацией на конкретную целевую аудиторию, с железным контент-планом и системой дистрибуции этого контента.

2. Поисковое продвижение. PR-специалист доложен иметь четкое представление как работают поисковые системы и каким образом сегодня в них можно продвигать сайты и выводить их в топ поисковой выдачи. Конечно, SEO это отдельная специальность, требующая обучения и практики, но ключевыми и не слишком поверхностными знаниями в этом вопросе обладать необходимо. Даже если продвижение у вас в компании отдано на аутсорсинг, вам все равно необходимо быть в курсе и согласовывать общую стратегию работы в том числе с seo-специалистами, ставить им задачу и контролировать результаты. А для этого надо говорить с ними на одном языке.

3. Web-аналитика. Уметь работать с такими системами как Яндекс.Метрика и Google Analytics, чтобы анализировать всю статистику взаимодействий аудитории с сайтом. Откуда приходит аудитория, кто эти люди, что они делают на сайте, сколько времени проводят, что смотрят и так далее.

4. UTM-метки. Для того, чтобы анализировать эффективность тех или иных действий в интернете нужно использовать специальные метки в любых ссылках, которые вы размещаете на сторонних или своих ресурсах на свои сайты или лендинги. Вы опубликовали гостевой пост в популярном сообществе, сделали интеграцию с известным блогером и запустили контекстную рекламу. И всё это одновременно. И как понять, из какого канала пришли в итоге люди к вам на сайт? При помощи уникальных для каждой ссылки UTM-меток.

5. Производство сайтов и лендингов. Интернет сегодня – один из самых важных каналов коммуникации. И ключевые инструменты в этой коммуникации – сайты и лендинги. Поэтому любой пиарщик должен разбираться в том, как они устроены, какие есть наиболее распространенные и популярные движки, какие плюсы и минусы у каждой из них. Должен разбираться в админках каждой CMS. А также понимать чем, лендинг отличается от сайта, какова структура эффективного лендинга, какими на нем должны быть тексты. В идеале уметь быстро сам сверстать лендинг на какой-нибудь Тильде.

6. E-mail-рассылки. Сколько бы ни говорили о падении их эффективности, рассылки по-прежнему остаются вполне рабочим инструментом коммуникации с аудиторией. Поэтому пиарщик должен разбираться в основных рассылочных сервисах, знать чем, например, Unisender отличается от Mailchimp, уметь сверстать красивое письмо на HTML, запустить автоматическую цепочку рассылок, анализировать открываемость писем и повышать ее.

7. Контекстная и таргетированная реклама. Без этого вообще никуда. Соцсети режут охваты, умная лента прячет посты. А продвигать контент надо. Поэтому приходится делать это за деньги. Но среди подрядчиков в этой теме – огромное количество шарлатанов и просто мошенников. Если вы не будете сами разбираться в механиках работы рекламных кабинетов Фейсбука и ВК, в тонкостях ретаргетинга и устройстве Яндекс.Директа вас будут постоянно разводить и обманывать, заставляя сливать кучу денег и не давая результата. Чтобы эффективно взаимодействовать с подрядчиками надо разбираться. А многие вещи можно настраивать и вести самостоятельно. Просто нужно разобраться в нюансах.