Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ (ч.43): ВЕРНЫЕ СТРАННИКИ

Оглавление

(Евр. 11:13–16)

В стихах 13–16 приводятся качества человека, который действительно ходит верой. Такое хождение не есть просто обязательство иметь определённый стиль жизни; это такой жизненный путь, который заставляет ходить верой до конца.

«ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ В ВЕРЕ» (11:13)

«Все они умерли в вере, не получив исполнения обетований».

Названные в данном контексте люди «умерли в вере, не получив исполнения обетований». Стих указывает, что они умерли «в [ката, что значит «в согласии с…»] вере»: это выражение отличается от выражения «верой». Они не получили Божьих обетований, но все они, умершие «в вере», жили «верой».

Благочестивые мужи, названные в стихах 4–11, причислены к другим, которые «только издали видели [обетования], и радовались», и сохранили свою веру до конца. Видели они не физическим зрением; сказанное означает, что их вера в обещания была такой сильной, что небеса для них превратились в реальность. Вспомните, что сказал Иисус в Ин. 8:56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Вот бы нам такую веру!

«Они» — это Авраам, Сарра, Исаак и Иаков, а также Ной и Авель, — но не Енох, так как он не умирал. Все они умерли в вере, не получив Божьих обетований исполненными. Тем не менее, жизнь и смерть в вере даёт самое прекрасное благословение, которое мы только можем иметь.

ОНИ РАДОВАЛИСЬ ОБЕТОВАНИЯМ «ИЗДАЛИ» (11:13)

«А только издали видели оные, и радовались».

Они верой издали видели эти обещания. Александр Нэрн сравнил патриархов с «кочевниками на пути к городу, находящемуся на другом конце пустыни; они издали замечают его башни, но не могут дойти до него за день; они радуются увиденному, но ещё раз разбивают лагерь вдалеке». Авраам и Иаков говорили, что они просто «странники и пришельцы на земле» (ст. 14; Быт. 23:4; 47:9). Утверждающие это (что этот мир не их дом) всегда говорят о своём вечном доме на небесах.

Бог обещал этим странникам не только временные благословения в виде детей или земли и даже то, что Он будет их Богом, но ещё и духовные благословения. Через Авраамово семя должны были благословиться все народы (Быт. 12:3; 22:18). В Гал. 3:16 поясняется, что это «семя» Христос. Так Авраам стал отцом двух семей — по плоти и по вере. Каждое чадо Божье во Христе сегодня является сыном или дочерью Авраама в духе веры (Гал. 3:26–29).

Иисус прокомментировал веру Авраама, сказав, что патриарх увидел Его день и возрадовался (Ин. 8:56–58). Если бы у нас было такое отношение к миру, как у Авраама, то его соблазны не смогли бы, как часто бывает, поколебать нас.

«ОНИ СТРАННИКИ И ПРИШЕЛЬЦЫ» (11:13)

«И говорили себе, что они странники и пришельцы на земле».

Авраам и другие говорили, что они «странники и пришельцы» (ст. 13). Авраам сделал это признание в конце жизни (Быт. 23:4). Он никогда не чувствовал себя в Ханаане как дома. Иаков произнёс почти те же слова перед фараоном в Быт. 47:9. Одинаковые слова, которые они использовали, подсказывают, что это было для патриархов обычное выражение, которое они употребляли в бытовой речи. То же следует делать и нам!

Такому «шейху пустыни», как Авраам, наверное, трудно было жить чужаком, не имеющим никаких прав, хотя со временем он установил добрые отношения с царём Авимелехом (Быт. 20, 21). Вера вызывала в нём страстное желание продолжать путь в присутствие Божье на небесах.

ОНИ ИСКАЛИ «ОТЕЧЕСТВА» (11:14–16)

«Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город».

Патриархи искали «отечества» (ст. 14), или, как в Современном Переводе, «свою страну» (патрис). Соответственно, они следовали за Богом, куда бы Он ни направлял их. Все они «стремились к лучшему» (ст. 16) («томились по лучшей стране»; Современный Перевод) — по небесной стране, которая будет для них своей (ст. 14). У них, навсегда оставивших Ур, не было земного отечества. И поэтому они всегда держали в голове вечные ценности.

Бог гордился этими верными патриархами, потому что они в первую очередь искали духовных ценностей, и «не стыдился их, называя Себя их Богом» (ст. 16; см. Иак. 3:6). Это касалось даже Иакова, который поначалу был слаб. Слова стиха 16 напоминают Евр. 2:11, 12 и цитату из Пс. 21:23, которую относят к Иисусу, назвавшему Своих учеников «братьями». Патриархи, как и Павел много веков спустя, были готовы лишиться всего, лишь бы получить небесную награду (см. Фил. 3:8). Они не понимали, как это — умрёт Христос, сделавшись совершенной жертвой, чтобы добыть им спасение; но они верили в Божьи обещания.

Они верили, что в обещанной земле они найдут «дом нерукотворный» (2 Кор. 5:1). Они были сосредоточены на Боге, идя туда, куда Он их звал, и не держали в мыслях «то отечество, из которого вышли» (ст. 15). Насколько больше мы могли бы жаждать небес, если бы постоянно думали о небесном, а не о земном!

Стих 16 завершает разговор о небесной стране, настоящем отечестве Авраама и его семьи. Они не считали Ур или Ханаан своим домом. Их упование на небесную страну не дало им впасть в отчаяние, когда они, в конце концов, поняли, что при жизни не увидят города, на который так надеялись. «Автор утверждает, что эта надежда на небеса — основание для стойкости, а не для удовлетворённости земной жизнью» (Кёстер).

СТРАННИКИ И ПРИШЕЛЬЦЫ

Чужаков часто изгоняют из общества. Мы, христиане, будем «чужаками» (см. 1 Пет. 1:1; 2:11) и испытаем на себе враждебность мира. Ожидайте этого! Привыкайте к этой мысли. Почему? Потому что у нас нет ничего общего с миром, с его вульгарностью, проклятиями, посылаемыми Богу, кощунством и поношением Его имени и Его воли. Мы вызваны из мира и каждый день должны помнить об этом (Ин. 15:19; 17:14, 16). Древние патриархи всё время двигались. Враги засыпали их колодцы, и у них по-настоящему никогда не было своего места. Не чувствовать себя своим в земле, где ты родился, тяжело для большинства людей. Даже в земле обетованной патриархи называли себя «пришельцами» и «странниками» (Быт. 23:4; 28:4; 47:9). Тем более нам нужно так же думать и говорить о себе! Это поможет нам больше сосредоточиться на небесном.

Для большинства людей не быть гражданином страны — трагедия. Людям, не имеющим гражданства, невозможно получить ни паспорта, ни визы, ни выполнить всякие иные формальности для получения разрешения на путешествия, эмиграцию или иммиграцию.

Христианин оказывается как раз в такой ситуации. Положение ранних святых хорошо описано в документе II или III века:

«Они живут в своих странах, но только как странники; они несут своё бремя во всём как граждане и претерпевают все трудности как иноземцы. Каждая чужая страна для них — отечество, и каждое отечество — чужое» (Письмо Матетеса к Диогнету 5:5).

Это парадоксальное утверждение должно быть духом святого. Павел мог апеллировать к кесарю, прося защитить его права как римского гражданина (Деян. 25:10), но он явно не делал ничего, чтобы повлиять на голосование в сенате. До своего обращения он, действуя как политик, рьяно направлял свои усилия на искоренение нового «культа». «Секта» христиан, по его мнению, так подрывала закон и порядок, что он добился официального разрешения хватать христиан, где только иудейских святых можно было обнаружить. Он жестоко наказывал их, даже до смерти (Деян. 22:4; 26:10).

ВСЕ ОНИ УМЕРЛИ В ВЕРЕ

Те, кто умирает в Господе, чрезвычайно благословлены (Отк. 14:13). Смерть приносит с собой некую окончательность, непереносимую для большинства из нас; мы страшимся разлучиться с родными и близкими, возможно навсегда; боимся того, что ждёт нас после смерти. Мы знаем, что наши физические тела, к которым мы так привязаны, распадутся, но мы также знаем — ибо Библия так учит, — что мы будем продолжать жить в духовных телах. Наша вера одерживает победу над смертью, делая нас настоящими победителями. «Вера — это победа!» Она побеждает мир для нас (1 Ин. 5:4). Слово «победа» — по-гречески никос — использовано в названии торговой марки «Nike». Вера справляется со всеми жизненными испытаниями. После смерти мы, наконец, увидим, что самое прекрасное — тогда эти вещи станут для нас яснее, чем даже делала их для нас вера.

ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ПУТИ ДОМОЙ

Почти все, в конце концов, устают странствовать и ищут дом, где бы они могли провести остаток отпущенных им дней. Все мы должны стремиться найти «отечество». Многие из тех, кто переезжает в большие города в поисках работы или удачи, со временем выходят на пенсию и возвращаются в места, где они родились. Если бы патриархи искали земной дом, они бы всегда могли вернуться в Ур или даже в Египет, как сделал в своё время, правда ненадолго, Авраам. Но они знали, что Божьи обетования имели условием исполнение Его требований, и потому у них не было намерения возвратиться.

Как часто мы говорим о своём счастливом детстве и хотим вернуться домой! Конечно, это невозможно. Как только мы покинули родной дом, он перестаёт быть тем, знакомым нам, старым домом; он уже никогда не будет прежним. Патриархи не заостряли внимание на своём земном доме, в частности на стране, из которой вышли (ст. 15). Их дом — и наш — ожидает нас на небесах. Нельзя сказать, что делающие небеса своей целью «слишком зациклены на небесах, чтобы приносить хоть какую-то пользу на земле»; напротив, именно они-то, скорее всего, и творят на земле добро. Такие люди ценны в любом обществе, так как правильно расставляют свои приоритеты. Бог гордился патриархами и не стыдился быть их Богом (Исх. 3:6). Он и ваш Бог? У Него есть повод стыдиться вас?

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)