Найти в Дзене
Public Transport Travel

Реструктуризация Аэрофлота и проблема сегментации российского авиарынка

Оглавление

Российский рынок авиаперевозок достаточно молод, всего около 30 лет он работает в рыночных условиях. По понятным причинам назвать его свободным можно с большой натяжкой, потому как рука частично государственной компании Аэрофлот этот рынок регулирует. И регулирует часто не рыночными механизмами. Важно понимать,что в данной статье речь пойдёт скорее про внутренние перевозки.з крайности в крайность

План по реструктуризации

И вот на днях, Аэрофлот представил свою новую стратегию развития до 2028 года. Основной посыл этой стратегии реструктуризация внутри группы. Теперь сам Аэрофлот должен будет заниматься дальнемагистральными и ключевыми перевозками, тогда как дочерние компании Россия и Победа сосредоточатся на внутренних перевозках по России. Занятно, но про дальневосточную дочку Аврора не особо упоминали, так что скорее всего она войдёт в состав авиакомпании Россия, как в своё время случилось с Orenair. Сама реструктуризация выглядит логично, в период спада перевозок намного большей популярностью будет пользоваться компании сегмента эконом. Но связана ли это с проблемами пандемии КОВИДа?

Все крайности Аэрофлота
Все крайности Аэрофлота

Проблема сегментов

Тут снова нужно вернуться к тезису, что российский авиарынок всё ещё достаточно не устойчивый. Одна из его главных проблем отсутствие чёткой классовой структуры перевозок. Та же группа Аэрофлот на данный момент позиционирует себя в 3 принципиальных классах обслуживания - премиум, эконом и лоукост. В первом понятно сам Аэрофлот, во втором Россия и Аврора, а третий - Победа. Вроде всё логично, но не логично если сравнивать с другими авиакомпаниями. Самому мне очень часто приходится летать внутри страны и разница между премиум и эконом сегментом у нас стёрта везде, кроме цены. Сравнивая Аэрофлот и ближайшего конкурента - S7 Airlines, который позиционирует себя как эконом сегмент, я получаю разницу в цене, а не в качестве обслуживания и условиях перевозки. Примерно такую же картину мы наблюдаем с Уральскими Авиалиниями,и некоторыми другими компаниями поменьше. Эта грань стёрлась после введения безбагажных тарифов Аэрофлотом. Да цена упала, но в большинстве случаев мы переплачиваем от 10 до 30% стоимости билета за бренд... Который не даёт нам сейчас принципиальных преимуществ,но зато премиум. Такой Apple на рынке авиаперевозок. Единственная ли это проблема? Нет.

A320neo в Калининграде
A320neo в Калининграде

Лоукост как он есть

Для большинства потребителей лоукостер - это авиакомпания, которая продаёт дешево и загоняет в рамки. То что изначально это бизнес модель, по которой могут и работают обычные авиакомпании все забывают. Но будем рассматривать лоукост именно со стороны потребителя. В российской истории лоукостеров,про которые говорили именно - лоукостер, было несколько. Авианова и SkyExpress,которые проработали относительно не долго. Сейчас этот сегмент рынка плотно ассоциируется с одной компанией - Победа. Про неё много написано и сказано, но скажу, что многие зарубежные источники относят её к сегменту ультралоукост, как с точки зрения потребителя (базовый тариф один из самых низких в мире - 599 руб, около 8,5 долл), так и сточки зрения бизнес модели. При этом на российском рынке присутствуют авиакомпании, которые под определение лоукоста (со стороны потребителя) более чем подходят, но позиционируют себя скорее экономом. Это Nordwind и UTair. Со стороны Северного ветра мы говорим о регулярных перевозках, чартеры это другая кухня. Обе эти компании по совокупности условий и ценовой политики ближе скорее к Победе,чем к S7, Уральцам и Аэрофлоту. Тут и типичные ограничения по габариту ручной клади (она меньше стандартной, но чуть больше варианта Победы), платная регистрация и доп услуги. Но при этом весьма конкурентный базовый тариф. К этому списку можно отнести и Red Wings, но после планируемых изменений в этой компании её положение может изменится.

737 Победы в Минеральных водах
737 Победы в Минеральных водах

Неназванный сегмент

Есть ещё одна интересная ниша авиаперевозок в России - региональные авиакомпании. Они занимают какое-то промежуточное место между экономом и лоукост сегментом. К ним можно причислить Азимут, Руслайн и Smartavia. Условия перевозки у них могут отличаться и быть отклонены как в сторону эконом сегмента, так и в позицию"впихнуть всё в калибратор". Главная особенность в том, что на их тарифную сетку сильно влияют субсидии регионов,откуда они и летают. Так например у Азимута базовый тариф некоторых направлений составляет 888 руб, что для потребителя скорее ассоциируется с сегментом Победы. Но решающим фактором для таких авиакомпаний остаются субсидии.

Один из ярких представителей регионального сегмента
Один из ярких представителей регионального сегмента

А нужен ли нам премиум?

Возвращаясь к вопросу реструктуризации Аэрофлота, приходит логичный вопрос. А нужен ли премиум сегмент на внутреннем рынке? Для нынешней экономической ситуации скорее нет, чем да. Во всяком случае сейчас реальный премиум сегмент на внутренних перевозках у нас отсутствует. Он декларируется, но по факту мы не получаем тех отличий, которые получать должны. Ну кроме цены естественно. Аэрофлот в 2019 году фактически этот сегмент окончательно покинул. Как и в свое время покинул эконом сегмент Нордвинд и Ютэир. Покинули они его потому что рынок порешал. Порешал рынок и Аэрофлот, разница лишь в том,что они выкатив программу развития до 2028 года де факто признали, что концепция перевозчика премиум сегмента внутри России сейчас не нужна.

Аэрофлот в Нижнекамске
Аэрофлот в Нижнекамске

Итог

Сейчас реализуется законопроект по классификации гостиниц. Это нужно во многом для потребителя,чтобы стандарты были едины для всех хотя бы внутри страны. И бронируя номер мы знали на что идём. Не пора бы сделать нечто похожее для авиакомпаний? Как показывает практика с сегментами рынка у нас та ещё путаница...

-6