В июле 1992 года, на базе 1ого авиакрыла USAF в Лэнгли (штат Вирджиния), произошло событие, которое казалось невозможным ещё за пару лет до этого. На главную полосу учебного центра приземлились два "Фланкера" - бывших советских истребителя Су-27, в учебной двухместной модификации.
До той поры на авиационные шоу прилетали только асы-испытатели, крутившие фигуры высшего пилотажа на выставочных показах. Теперь же в гости к американцам прилетели обычные строевые вояки. Те самые суровые парни, с которыми пилотам USAF приходилось "толкаться локтями" в небе над Восточной Европой, Беринговым проливом и Японским морем. Сушки, совершившие два трансконтинентальных перелета, из Липецка до Аляски и от Аляски, в Вирджинию, привлекли большое внимание персонала базы. Для большинства американских пилотов, прошедших Первую войну в Заливе, то была уникальная возможность увидеть новейшие "Фланкеры" так близко. Британский журналист из Таймс, описывавший первую встречу, нашел в облике нашего истребителя что-то змеиное. Эксперты много говорили о совершенстве форм, несвойственной для СССР.
Это были обычные строевые самолеты из Липецкого учебного центра. Из всех усовершенствований перед визитом в США на них была лишь новая краска и повышенное рвение летчиков: полковника Александра Харчевского и майора Георгия Карабасова. Им очень хотелось испытать себя в совместных маневрах с боевыми пилотами американских ВВС. Те только что прошли масштабную войну и налетали астрономическое количество часов, по сравнению с большинством наших летчиков-истребителей.
От ко многому обязывавших учебных боев, которые упорно предлагали россияне, американцы вежливо, но твердо отказались. Позднее выяснилось, что это было категорически запрещено. В качестве альтернативы было предложено совместное маневрирование над океаном. F-15В и Су-27УБ должны были заходить в хвост друг другу и висеть там до последней возможности. На следующее утро, отлетев от побережья на двести километров, истребители начали маневрировать. Это было первое подобие учебного боя между машинами СССР-России и США за долгие десятилетия.
Где "Фланкер"? Он за тобой!
( Из расшифровок радиопереговоров на маневрах в Лэнгли)
Наблюдатели, летавшие поблизости от места маневров на F-15 серии "С". констатировали довольно неприятные вещи. "Фланкер" без проблем висел на хвосте "Игла" даже в режимах минимального форсажа, тогда как F-15 постоянно работал на предельных возможностях двигателя. С свою очередь, "Сушка" по нескольку раз уходила от преследования и сама заходила "Орлу" со стороны задней полусферы. Эта ситуация повторялась раз за разом. Майор Карабасов в раже учебно сбил наблюдателя, впрочем, быстро исправившись и извинившись. Но американцы, похоже, обиделись и свели общение к минимуму.
Руководство базы попыталось загладить ситуацию, допустив наших специалистов к изучению и полетам на F-15. Но после дежурного обмена любезностями произошел инцидент, который надолго запомнился липецким пилотам. Уже на пути обратно на высоте 17000 метров у обеих Сушек, летевших в сопровождении F-15 над океаном, почти одновременно отказали двигатели. Их удалось запустить чудом, с помощью рискованного маневра, а сопровождавшие Су-27 УБ "Эфки" демонстративно покинули место возможной трагедии. Так, по-крайней мере, оценивал инцидент полковник Харчевский в одном из интервью. Виновником происшествия было названо некачественное топливо. Но по воспоминаниям пилотов, американцы потом прозрачно намекнули, что все это не случайно и могло быть и хуже.
Впрочем, расстались стороны довольно дружелюбно. Американцы пообещали устроить ответный визит в Липецк и через некоторое время пара истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle, в сопровождении самолета-заправщика, впервые в истории легально пересекли границы постсоветского пространства. О ходе учебных боёв между "Иглами" и "Сушками" в Липецком авиацентре мы расскажем в одном из следующих материалов.
Читайте продолжение здесь. Российские лётчики и Су-27 в Южной Африке. Учебные схватки с пилотами-бурами вскоре после реальных боев в небе Анголы.
При создании статьи были использованы архивные материалы ОКБ Сухого . Ставьте нравится и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Спасибо!