Владимир Спиридонов для тех брянских болельщиков, которые помнят его на футбольном поле, остаётся одним из сильнейших динамовских игроков. Его относительно недолгое пребывание в команде совпало с периодом, когда в середине 60-ых динамовцы, набираясь опыта и мастерства, начинали готовиться к покорению вершин класса «Б». Вскоре, в 1967-м, произошел первый взлет. И хотя с первой попытки решить задачу повышения в классе не удалось, через год заветная планка была взята. Как считают свидетели тех событий, во многом поспособствовал этому и светловолосый форвард «Динамо».
Владимиру Спиридонову принадлежит командный рекорд скорострельности, не побитый и по сей день. В 1966 году в домашнем матче с коломенским «Авангардом» он пять раз поражал ворота соперника. «Динамо» в тот вечер обыграло коломенцев с редким для футбола счетом 7:0, само собой разумеется, вклад Владимира в эту победу был решающим. Его отличала ювелирная техника, отличное видение поля в любых его точках, а еще он обладал очень точным пасом. Очень часто с его передач динамовские форварды поражали ворота соперников, хотя и сам Спиридонов был не прочь забить. Спросите у коломенцев!.
В Брянске Спиридонов появился в середине лета 1964 года. Когда бывшему выпускнику московской ФШМ и вчерашнему дублеру московского «Динамо» подошло время служить в рядах Вооруженных сил, его отправили в Брянск. В «Динамо» в то время трудился молодой и очень перспективный тренер В. В. Ильин, и под строгий ильинский взор в наш город из Москвы нередко направляли перспективную молодежь. Спиридонов был из ее числа. Видимо, старший тренер московского «Динамо» А. С. Пономарев рассчитывал, что в Брянске Спиридонов приобретет столь необходимый футбольный опыт, а там, глядишь, его и в столичный ансамбль можно будет подтягивать.
При своем среднем росте, этот форвард был сложен довольно крепко. Выделялся Владимир на поле не только работоспособностью и нацеленностью на ворота соперника, но и светлой (во всех отношениях) головой, хорошими техническими данными. Спиридонов имел сильный и точный удар и нередко применял это своё умение при выполнении штрафных и угловых. Он обладал хорошим дриблингом и при желании мог своими «кружевами» запутать любого защитника, неплохо играл головой, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Впрочем, не только на втором этаже был силен Спиридонов, опасность от него исходила на любом участке поля, где бы он появлялся. Как будто предчувствуя заварушку, Спиридонов мчался именно туда, где через несколько секунд возникал опасный для соперника момент. Не будучи жадным до мяча, он частенько питал передачами партнеров в ситуациях, когда и сам вполне мог отличиться.
Когда в 64-м диктор динамовского стадиона Борис Старовойт назвал его фамилию в составе брянской команды, большинству брянских болельщиков она ничего не говорила. Однако уже после первых матчей поклонники динамовцев оценили новичка. Да и понятно: в ряды динамовцев влился боец, лидер, острый нападающий. По ходу матча он то и дело отходил в глубину поля, а затем, неожиданно для всех, оказывался на острие динамовской атаки. Резкий, напористый, он сразу же стал любимцем трибун. Прошло еще какое-то время, и Спиридонов стал забивать мячи и в первенстве страны, и в кубковых баталиях, и в международных и товарищеских играх.
В 65-м Спиридонов открыл счет своим голам за «Динамо». В первом же контрольном матче сезона на заснеженном поле динамовского стадиона он со штрафного поразил ворота могилевского «Спартака» и помог брянцам отпраздновать победу в этом нелегком поединке - 3: 2. Когда началось первенство, и «Динамо» слегка забуксовало на старте, очень важный гол Владимир забил в Москве «Серпу и Молоту». Этот мяч тогда оказался решающим, динамовцы победили 2:1. В высоком шестое месте команды в сезоне была и его немалая заслуга.
Когда на следующий сезон динамовцы неожиданно осели внизу таблицы, и не критиковал их за беззубую игру только ленивый, Спиридонов оставался одним из лучшим. Он был, наверное, единственным, кого не коснулась критика, его даже ставили в пример: «Кого-кого, а Владимира Спиридонова язык не поворачивается упрекнуть в нежелании вести борьбу, не в пример другим динамовцам», - писал о нём «Брянский рабочий». - Спиридонова на поле отличает целеустремленность, жажда борьбы, желание, даже тогда, когда почти все партнеры Владимира находятся в мертвом сне, в одиночку прорваться к воротам и забить гол». В тот провальный год Спиридонов с семью голами стал лучшим бомбардиром команды и, как ни странно, именно тогда и состоялся его «суперрекорд». А за день до матча с Коломной
Случилось событие, которое, в какой-то мере, поспособствовала этому граду мячей. Произошло вот что: Спиридонов, который при всех своих положительных футбольных качествах за пределами стадиона отнюдь не являлся образцово-показательным советским спортсменом, в очередной раз был «защучен» динамовским начальством, и ему вынесли так называемое последнее предупреждение. На что Владимир довольно дерзко заявил руководству: «Вот я завтра выйду с Коломной и забью пять мячей». Те только усмехнулись. Когда же во время матча спиридоновские голы посыпались, как из рога изобилия, им только и оставалось, что разводить руками. Кстати, Владимир в тот вечер мог и перевыполнить своё обещание, но, когда за грубую игру в ворота гостей был назначен 11-метровый удар, мяч у него из рук забрал главный динамовский пенальтист Валерий Сидоренко. Высшим силам тоже, видимо, в этот вечер хотелось «шестерика», и они не одобрили этот поступок Рыжего – обычно безупречный в этом компоненте футбольного мастерства, Сидоренко на сей раз пробил на редкость неточно.
А через год в его игровой судьбе пришло время первого взлета. В 1967-м в Брянске сложилась первая по-настоящему сильная команда, завоевавшая первый для нашего города чемпионский титул. Как показало время, по плечу динамовцам были и последующие турнирные высоты. Не последнюю роль в том динамовском ансамбле играл и Владимир Спиридонов.
По итогам сезона-67 Владимир со своими шестью голами в списке динамовских бомбардиров числился третьим, после Шагина и Навроцкого. А какие красивые, нужные и важные голы довелось ему забить! Чего только стоили его мячи в Новомосковске, Смоленске и Могилеве, где они стали победными. На самом финише сезона, когда за первое место в зоне борьбу вели сразу четыре команды, его гол в ворота брестского «Спартака»стал воистсну золотым. Болельщики, которые всего на одну минуту опоздали к началу игры, лишились удовольствия увидеть единственный в матче гол. Это было сделано молниеносно и на редкость изящно. Сразу за свистком судьи последовала стремительная комбинация Навроцкий – Спиридонов, Владимир сильно пробил, и мяч от ноги не успевшего опомниться вратаря спартаковцев влетел в сетку ворот. Просто неудержим был Спиридонов и в завершающих матчах сезона-1967. Буквально в одиночку он измотал почти всю оборону гродненского «Немана», и, даже несмотря на то, что не забил в тот вечер, а «Динамо» неожиданно уступило-1:2, был признан лучшим игроком встречи. А потом был второй, победный гол в завершающем домашнем матче сезона с новомосковским «Химиком». Долго он рвался к воротам гостей, стараясь поразить их то слева, то справа, то из центра, а забил … прямо с углового. Редкий гол! После этой победы (2:0) динамовцы начали паковать чемоданы для поездки на полуфинал в Ульяновск.
В середине 1968 года, рассорившись с руководством «Динамо», Спиридонов ушел из команды, но долго без работы не сидел. Вскоре он надел футболку владимирского «Трактора», и его незаурядному мастерству теперь рукоплескали уже владимирские болельщики.
Из «Трактора» Спиридонов ушел в 1970-м, наколотив за три неполных сезона за владимирский клуб 14 голов. После этого он принял решение завершить с большим футболом, и Владимир вбил в стену своей квартиры большой гвоздь, на который и повесил свои бутсы. Дальнейшая жизнь Спиридонова не была связана с футболом. Какое-то время он работал в известных на всю страну столичных Сандуновских банях, а как сложилась его судьба потом, не знают даже его одноклубники, ветераны «Динамо». Контактов со своими бывшими партнерами на протяжении последних лет пятнадцати Спиридонов не поддерживал.
Подготовил Константин Ушаков.