Ваянг Бебер — это театр «развертывания» и «детального разъяснения», который считается древшейшим в Индонезии. На яванской традиционной бумаге «далуанг» (daluang), которая изготовляется из коры дерева вручную и сегодня, изображают сцены с персонажами ваянг или кукол. Бумагу скручивают в свиток, который во время представления развертывают с помощью деревянных палочек, прикрепленных по краям, таким образом, демонстрируя сцены одну за другой. Даланг, еще известный как кукловод, озвучивает героев и руководит сценами. Спектакль сопровождается музыкальным оркестром — гамеланом. В сегодняшних современных представлениях могут использовать другие музыкальные инструменты, например, гитару, а сцены рисовать не на яванской бумаге, а на холстах.
Происхождение театра ваянг бебер датируется 9 веком на о. Ява, когда сцены и сюжеты для представлений считывали с храмовых чанди. Издавна индонезийцы верили в магическую силу театра ваянг бебер, поэтому представления проводились для ритуальных целей, например, очищение деревни от злых духов, излечение больных, вызов дождя, в помощь человеку во время свадьбы, рождения, обрезания и т.д.
О театре ваянг бебер сегодня знает даже не каждый индонезиец, не говоря уже про иностранцев. Первые упоминания-описания про ваянг бебер были найдены в книге Ма Хуаня (Ma Huan) «Ying-Yai Sheng-Lan», который сопровождал адмирала в далёких морских путешествиях на Яву в 1416 г. В 1909 г. в записях Р. А. Керн (R.A.Kern) упоминается, что представления ваянг бебер — это редкость. Исторических источников осталось тоже очень мало, к тому времени (1909 г.) местные говорили, что театру уже 100 лет, да и современных написано не много. Но все же архивы удалось отыскать.
Зарождение традиционного ваянг бебера произошло в двух деревнях Восточной и Центральной Явы — это деревня Геларан (Gelaran) в районе Воносари (Wonosari) неподалеку от Джокъякарты и деревня Карангталун (Karangtalun) в районе Гедомпол (Gedompol), Пачитан (Pacitan).
Основными классическими сюжетами для представления театра ваянг бебер считаются сказания о принце Панджи (Panji), который появляется в таких пьесах как «Джоко Кембанг Кунинг» («Jaka Kembang Kuning») и «Ременг Мангунджойо» («Remeng Mangunjaya»).
Пьеса «Джоко Кембанг Кунинг» — была написана в 1692 году, сюжет которой состоит из историй принца Панджи по одноименной пьесе Джоко Кембанг Кунинг. Иногда пьесу еще называют Ваянг Бебер Пачитан (Wayang Beber Pacitan) или Ваянг Бебер Гедомпол (Wayang Beber Gedompol), или Ваянг Бебер Джоко Кембанг Кунинг (Wayang Beber Jaka Kembang Kuning). Сценарий соответствует шести свиткам, на каждом из которых изображено по четыре сцены, что в общей сложности составляет — 24 сцены. Считается, что 24-я сцена — самая жуткая, поэтому ее никогда не показывают на представлении.
Пьеса «Ременг Мангунджойо» — была завершена в 1735 году и состоит из 8 свитков, 4 из которых рассказывают историю о Панджи Ки Ременг Мангунджойо (Panji Ki Remeng Mangunjaya), который жил во времена правления Сунана Пакубувоно II (Sunan Pakubuwono II). Остальные 4 свитка содержат другие истории про Джоко Таруба (Joko Tarub), Сьекх Бакира (Syekh Bakir). Пьесу и персонажей из нее также называют Ваянг Бебер Геларан, то есть по месту ее происхождения.
Отличия в изображениях сцен двух пьес:
Так как две истории были созданы в разных деревнях Явы, то они отличаются по стилю и изображению персонажей ваянг бебер на свитках. Например, Ваянг Бебер Геларан выглядят не так красочно, как Ваянг Бебер Пачитан, где кажется мастер боится оставить незакрашенной мельчайшую деталь и точку. Сцены Ваянг Бебер Пачитан очень богаты на мотивы. Здесь нет прямых ссылок на место, где происходят события, поэтому зрителю сложно уловить полную картину с первого взгляда. В сценах Ваянг Бебер Пачитан далангу отводится большая роль — ввести зрителя в контекст и сюжет спектакля. Герои в Ваянг Бебер Пачитан изображаются на одном уровне, а в Ваянг Бебер Геларан наоборот — герои зображаются на трех уровнях: персонажи есть внизу, посредине, вверху, которые всегда наблюдают за происходящим (смотрите фото сцен из пьесы «Ременг Мангунджойо»). Здесь также изображены ссылки на конкретное место, где происходит действие конкретной сцены, например, изображение традиционных яванских домов пендопо (pendopo), деревья, горы и т.д. Роль даланга все-таки важна и здесь, чтобы зритель смог погрузиться в сюжет и историю.
Дополнительные ресурсы:
- Ma, H., & Feng, C. (1970). Ying-Yai Sheng-Lan:'The Overall Survey of the Ocean's Shores'(1433) (Vol. 42). CUP Archive.
- The ancient performance art of wayang beber and its resurgence after 300 years, Part I: The history of traditional wayang beber. https://observerid.com/the-ancient-performance-art-of-wayang-beber-and-its-resurgence-after-300-years/
- Wayang Beber: The Space and Landscape Perspective & the Challenge of Regeneration. https://iicjakarta.esteri.it/iic_jakarta/en/gli_eventi/calendario/2020/05/wayang-beber-the-space-and-landscape.html
- И.Н. Соломоник. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра плоских изображений. http://kronk.spb.ru/library/solomonik-in-1983-1.htm#b