Найти тему
39,4K подписчиков

«Браки заключаются в небесах». Часть 3. О разводах

4,9K прочитали

Ну что же, поговорим о разводах? Тем более, что кое-кто постарался «развести» Пьера с Элен после его дуэли с Долоховым.

Скажу сразу, что развод в России (в отличие от большинства европейских стран) разрешался крайне редко (и вспомним «Анну Каренину»!). Если в допетровской Руси признавалось десятка полтора поводов к разводу (среди них, например, «по обоюдному согласию» или «жестокое обращение»), который мог быть получен просто по благословению духовного отца, то по законам XIX века брак мог расторгнуть только формальный духовный суд. Причиной могли стать наказание, связанное с лишением всех прав состояния (вспомним разрешение на развод жёнам декабристов), взаимное согласие супругов на принятие монашества, ещё пара практически недоказуемых причин и, наконец, супружеская неверность, причём подтверждённая свидетелями.

Что же было в начале XIX века? Можно, конечно, вспомнить историю развода великого князя и наследника престола Константина Павловича. Его брак с Юлианной-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Кобург-Заальфельд (Анной Фёдоровной) был крайне неудачен: «Анне Фёдоровне тяжело жилось от невозможного характера, которого никто не мог обуздать. Его грубые выходки, отсутствие всякого такта превращали супружескую жизнь в настоящую каторгу». Женщина делала попытки освободиться, начиная с 1799 года, но только в 1820 году было вынесено решение Синода, которое расторгало брак и дозволяло Константину Павловичу вступить в новый брак, «если Он пожелает». Не прошло и двух месяцев, как великий князь женился повторно на Жанетте Грудзинской. Брак был морганатическим, супруга великого князя стала лишь княгиней Лович, а Анна Фёдоровна, не жившая с мужем с 1801 года, больше замуж не вышла, хотя и стала матерью двух внебрачных детей.

Анна Фёдоровна, Константин Павлович и Жанетта Грудзинская
Анна Фёдоровна, Константин Павлович и Жанетта Грудзинская

Был расторгнут и брак дяди великого поэта, Василия Львовича Пушкина. Его жена Капитолина Михайловна, считавшаяся первой московской красавицей (портрета её, увы, нет), в 1802 году, после семи лет супружества, подала прошение о «расторжении брака ея с оным мужем за прелюбодейную его связь с вольноотпущенною девкою». Скандал разразился грандиозный, а процесс затянулся на четыре года, хотя Василий Львович и признал полностью свою вину. В результате был вынесен приговор: «Его, Пушкина,.. подвергнуть семилетней церковной епитимии, с отправлением оной через шесть месяцев в монастыре, а прочее время под смотрением духовного его отца», кроме того, повторный брак ему был запрещён. Капитолина Михайловна же, получив развод, вышла замуж за И.А.Мальцова.

Благополучный исход дела для жены Василия Львовича был, скорее, исключением, чем правилом. Обычно отношение к разводам в обществе было очень строгим. Вспомним толстовскую драму «Живой труп», где старуха Каренина будет рассуждать о желании сына жениться на разведённой: «Не может хорошая женщина согласиться оставить мужа. И хорошего человека. Ведь он товарищ Виктòра и бывал у нас. Он был очень милый. Да какой бы он ни был. Надо нести свой крест. Я одно не понимаю, как может Викто́р с своими убеждениями согласиться на женитьбу на разведённой». А ведь пьеса написана уже в 1900 году!

Знаменитую фразу А.С.Пушкина о матери Татьяны Лариной «с супругом чуть не развелась» понимать буквально не следует. Жена могла уехать от мужа к родителям, и такое бывало нередко, хотя, естественно, и не одобрялось общественным мнением (кстати, именно в разъезде жили родители Н.Н.Пушкиной).

Брак считался нерасторжимым: что соединил Бог, люди не могут разорвать. Знаменитое «Но я другому отдана; я буду век ему верна» точно выражало точку зрения общества.

Вспомним другое пушкинское произведение – «Метель». Решительное объяснение героев: «”Теперь уж поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне ещё остаётся исполнить тяжёлую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду...” — “Она всегда существовала, — прервала с живостию Марья Гавриловна, — я никогда не могла быть вашею женою...” — “Знаю, — отвечал он ей тихо, — знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований... Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы... молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но — я несчастнейшее создание... я женат!”». «Ошибочный» брак, заключённый героями, как им кажется, стоит между ними, и именно поэтому Бурмин говорит: «Я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена»…

Иллюстрации К.И.Рудакова и Д.А.Шмаринова
Иллюстрации К.И.Рудакова и Д.А.Шмаринова

Кстати, не могу отделаться от мысли, что сам мотив брака «не с тем» позаимствовал Александр Сергеевич у своего любимого В.Скотта, из романа «Сент-Ронанские воды» (роман вышел в свет в 1823 году, «Метель» написана в 1830-м, так что всё возможно) – именно мотив: и сюжет, и герои совершенно разные.

…Так что же в «Войне и мире»?

. «— Нам лучше расстаться, — проговорил он прерывисто.

— Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, — сказала Элен… — Расстаться, вот чем испугали!

Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.

— Я тебя убью! — закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на неё.

Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нём. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил её и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: “Вон!” — таким страшным голосом, что во всём доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты».

Иллюстрация А.П.Апсита
Иллюстрация А.П.Апсита

Вроде бы супруги расстаются: «Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург».

Конечно, это именно разъезд, а не развод. Однако и такое положение дел отнюдь не устраивает Курагиных, да, видимо, и сама Элен достаточно быстро одумалась. Князь Василий будет пытаться уладить ситуацию: «Я всё знаю, я всё понимаю, ты вёл себя, как прилично человеку, дорожащему своей честью; может быть слишком поспешно, но об этом мы не будем судить. Одно ты помни, в какое положение ты ставишь её и меня в глазах всего общества и даже двора… Мне из хороших источников известно, что вдовствующая императрица принимает живой интерес во всём этом деле. Ты знаешь, она очень милостива к Элен». Это же пытаются внушить Пьеру и «братья-масоны», один из коих «высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся». И вот результат – «Я опять живу с женой… Я удалился к себе… и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой». И несёт свой крест, хотя чувствует себя «оскорблённым тем положением, которое занимала его жена в высших сферах».

Иллюстрация А.В.Николаева
Иллюстрация А.В.Николаева

А Элен, пока чувствует необходимость поддерживания этого положения титулом и состоянием мужа, не выпускает его из своих цепких коготков: «И он здесь с женой. Он от неё убежал, а она за ним прискакала», - как всегда, кратко, но метко скажет Марья Дмитриевна.

И только возможность заключения нового, куда более выгодного союза заставит её искать разрыва с Пьером и просить развода. При этом она проявляет полнейшую беспринципность во всём, принимая католичество и говоря: «Я, вступив в истинную религию, не могу быть связана тем, что наложила на меня ложная религия»...

Смерть Элен избавляет Пьера от унижений бракоразводного процесса, и он может спокойно вступить в новый брак. Кстати, доводилось встречать фразу, что Наташа вышла замуж за «немолодого вдовца». Посчитаем? По указаниям Толстого, Пьеру в 1813 году – двадцать восемь лет (напомню: князю Андрею в момент предполагаемой женитьбы было тридцать два). Как-то назвать его немолодым у меня язык не поворачивается.

Начало читайте здесь и здесь, окончание - здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

"Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь

Навигатор по всему каналу здесь