Аутизм — это комплекс ужастиков. Непонимание обращённой речи, отсутствие речи, агрессия, самоагрессия, некоторые не способны пользоваться туалетом, не способны обучаться, непереносимость неочевидных звуков, избирательность в еде, вплоть до рвоты только от запаха еды, которую они есть не могут, проблемы со сном, неумение общаться с людьми, самостимуляция, эхолалии.
И это пожалуй только часть.
Но лично для меня самое сложное во все этой истории — потеря навыков.
У нас в общем-то с этого всё и началось. Когда в течение месяца сын погрузился в глубокий аут. Вот был нормальный ребёнок с задержкой речи, а вдруг стал истеричным, не слышащим, орущим, отказывающимся от любой еды кроме печенок, человечком.
Потом, как у всех, поиск решения проблем, открытие аутизма, врачи, специалисты, занятия.
И вот вроде человечек стабилизируется, чему-то учится, что-то начинает говорить.
Ура! Победа.
А потом бах, и опять всё с начала.
Пример. Сын с началом погружения в болезнь начал отказываться ходить на улицу.
Мы много работали над этим процессом, и вот уже несколько месяцев дневник его поведения показывал отличные результаты. А потом оп, и всё.
По-настоящему, всё.
Не случайный сбой, а всё, он опять орёт, лежит на полу и не может одеться.
И опять всё с начала. Маленькие шаги, дневник, записи, наблюдения. Работа.
И вот опять вроде всё нормально месяцев через шесть.
А потом опять наступает новый не чудесный день и всё с начала.
Или с едой. Медленно вводится какой-то продукт. Месяцами. И вроде он уже его ест. А потом не ест. Совсем.
Или речь. Вот он уже выучил фразу -Мама, дай мне пить-. Именно выучил. И делал это несколько месяцев. Не шучу.
А потом всё. Прошу его очередной раз во время просьбы произнести эту фразу. И он произносит, только выпадают почти все согласные. -АА ай не ить-.
Вот и всё. Месяцами ты как робот твердишь одно и то же, добиваешься результата, радуешься, а потом всё пропадает.
Или звуковая стимуляция, которая к нам пришла вместе с речью. Появляется какой-то звук. Именно звук. Пищит очень высоко, или щёлкает языком, или шипит. Постоянно. Контролировать не может. И вот над этим мы работаем. Чтобы он учился контролировать непроизвольные звуковые проявления.
И вот вроде успех, ура. Победили. Сын может нормально говорить, и ему не мешает непроизвольные звуки, которые он же сам издавал.
И что вы думаете?
Правильно, через несколько дней после нашей победы например над писком появляется какой-то свист. И всё по новой.
Единственный способ, помогающий справиться с этим уникальным явлением, это сместить внимание с цели на процесс.
И это работает.
Если раньше я ставила цель, шла к ней, добивалась. И если терялись навыки, то впадала в глубокое отчаянье, опускались руки и подкашивались ноги. Желание вставать с постели по утрам просто исчезало.
А это не продуктивно.
И вот спустя семь лет таких качелей, я поняла, что главное в данной ситуации не цель, а процесс. Как только у нас начались систематические занятия, я поняла, что они не прекратятся даже если никакого результата не будет, даже если сын будет избивать меня, или мне придётся тащить его за ноги к столу. И даже если он однажды проснётся и забудет, как держать ручку в руках. Я просто начну всё с начала. Проведу занятие, и буду гордится тем, что это сделала.
И так длиться уже полтора года.
За это время каких-то существенных потерь мы не понесли. И это первый такой длительный период. Небольшие выпадания, конечно, есть постоянно. Ухудшается концентрация, теряются звуки, повышается нервозность, сопротивляемость, пропадают какие-то изученные факты из его головы. Но всё это возвращается при систематических занятиях.
Итак, главное, что я поняла и в жизни с аутистом и в обучении академическим предметам, это
не надо останавливаться,
и в центре внимания должен быть процесс, а не результат.
Иначе можно свихнуться. А это никому не пойдёт на пользу.
Подписывайтесь, ставьте лайки, это помогает развитию канала. Спасибо.