Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ЛЮБИМОЕ КИНО: «ОХОТНИК НА ОЛЕНЕЙ» (1978 Г.)

Американцы в середине 70-х начали как-то рефлексировать на тему Вьетнамской войны, как на самое бессмысленное действие, загубившее множество жизней. Одни кинематографисты смачно выписывали полотна ужасов войны, где уже на глазах происходят трансформации героев, другие – сосредотачивались исключительно на жизни и персонажах. Из второй категории: «Охотник на оленей» Майкла Чимино – эпическая трехчасовая сага о простых людях, прошедших жернова войны и пытающихся теперь с этим как-то жить.

Из всего штата режиссеров и партнеров по тематике, Майклу Чимино повезло меньше всех. «Охотник на оленей» остался самой знаковой его работой, успех которой он так и не смог повторить: фильм отхватил целую кучу Оскаров, что отчасти спасло положение в плане сборов, но данная ситуация не повторилась в последующем: при большом энтузиазме и невозможности что-то урезать в картинах, его фильмы терпели большие убытки в студиях. Но не будь всего того, что Чимино желает видеть в своем фильме, это бы и не стало столь грандиозным явлением в плане передачи жизни как таковой. А сборы не отменяют факта хорошего постановщика и такого же фильма.

Итак, «Охотник на оленей» рассказывает историю о друзьях, живущих в небольшом индустриальном городке в штате Пенсильвания. Они работают на сталелитейном заводе и в течение часа хронометража проживают последний день перед отправкой тройки приятелей в лице Майкла (Де Ниро), Ника (Уокен) и Стивена (Сэвэдж) во Вьетнам. В этот часовой период происходит целая куча событий: Стивен женится (а на следующий день уходит на войну), они все гуляют на свадьбе (которая одновременно еще и проводы) и собираются на охоту, которая носит некий ритуальный для друзей характер. Необходим ли для упоминания факт, что они все представители русской диаспоры, живущие в Америке и осознающие себя американцами? Ведь это даже не сильно влияет на ситуацию, но дает определенную долю своеобразности, где обвинения в различиях жизни русских эмигрантов и прочих формальных вещах не больно ударяют по фильму. Как видно, у Майкла Чимино много интересного бэкграунда, который работает на показанную историю, опрокинутую на персонажей, определяя их заметную идентичность и различие от многих военных лент.
Итак, «Охотник на оленей» рассказывает историю о друзьях, живущих в небольшом индустриальном городке в штате Пенсильвания. Они работают на сталелитейном заводе и в течение часа хронометража проживают последний день перед отправкой тройки приятелей в лице Майкла (Де Ниро), Ника (Уокен) и Стивена (Сэвэдж) во Вьетнам. В этот часовой период происходит целая куча событий: Стивен женится (а на следующий день уходит на войну), они все гуляют на свадьбе (которая одновременно еще и проводы) и собираются на охоту, которая носит некий ритуальный для друзей характер. Необходим ли для упоминания факт, что они все представители русской диаспоры, живущие в Америке и осознающие себя американцами? Ведь это даже не сильно влияет на ситуацию, но дает определенную долю своеобразности, где обвинения в различиях жизни русских эмигрантов и прочих формальных вещах не больно ударяют по фильму. Как видно, у Майкла Чимино много интересного бэкграунда, который работает на показанную историю, опрокинутую на персонажей, определяя их заметную идентичность и различие от многих военных лент.

Формально фильм можно поделить на три акта: до, во время и после войны; или: жизнь – война – возвращение, что может отсылать к настоящей эпической литературе или к работам Копполы или Бертолуччи – в то время был размах на большие истории и личностей, проходящих целую жизнь на экране. Каждая сцена, будь то свадьба или охота, выписана до мельчайших деталей, через которые проносится настоящая жизнь, и длятся эти сцены довольно долго – ровно столько, сколько необходимо, и это далеко не скучные вещи. Можно с некой горечью оглядываться на нынешнюю ситуацию, где клиповость и стремительное развитие событий почти лишило кинематограф определенного очарования этих сцен, что даже недавний «Ирландец» Скорсезе не сумел передать тот дух эпика, который был ранее.

Первый час из наблюдения за персонажами и жизнью резко отсылает нас ко второму акту – непосредственно к войне. Если рассуждать, то и фильм-то не совсем о войне – она здесь занимает минут 30–40, где режиссер избавляет зрителя от чересчур жестоких сцен в плане показов ужасов военных действий: акцент здесь совсем иной. Большое значение здесь имеет игра в «русскую рулетку», которую заставляют играть вьетконговцы с попавшими в плен солдатами, среди которых находятся и герои фильма. Чимино и не пытается рассказать правду войны – его критиковали за эпизоды с игрой, доказывая, что такого никогда не было. Но трудно признать факт, что «русская рулетка» – это мощный образ самоубийственного безумства. Чем война не мазохизм? Или – что значит для охотника, выцеливающего оленя через прицел, оказаться на прицеле самому и самому же жать на спусковой крючок, направляя насилие на собственную персону? Эти вариации вымысла создают мощные образы, нежели чем играют на историческую действительность, которая Чимино не так интересна, как судьба персонажей.
Первый час из наблюдения за персонажами и жизнью резко отсылает нас ко второму акту – непосредственно к войне. Если рассуждать, то и фильм-то не совсем о войне – она здесь занимает минут 30–40, где режиссер избавляет зрителя от чересчур жестоких сцен в плане показов ужасов военных действий: акцент здесь совсем иной. Большое значение здесь имеет игра в «русскую рулетку», которую заставляют играть вьетконговцы с попавшими в плен солдатами, среди которых находятся и герои фильма. Чимино и не пытается рассказать правду войны – его критиковали за эпизоды с игрой, доказывая, что такого никогда не было. Но трудно признать факт, что «русская рулетка» – это мощный образ самоубийственного безумства. Чем война не мазохизм? Или – что значит для охотника, выцеливающего оленя через прицел, оказаться на прицеле самому и самому же жать на спусковой крючок, направляя насилие на собственную персону? Эти вариации вымысла создают мощные образы, нежели чем играют на историческую действительность, которая Чимино не так интересна, как судьба персонажей.

Война здесь, как событие, меняющее жизнь на «до» и «после», где «после» как раз показатель побочных эффектов войны: от посттравматического синдрома и телесных повреждений до фактического сращивания личности с войной и полной потери оной в этом пространстве. Последняя ситуация про Ника, из войны не вернувшегося, а оставшегося там и продолжающего жить в безумии, нажимающего на крючок револьвера раз за разом, направляя ствол на свою голову. Домой возвращается Майкл, ничего не зная о судьбе товарищей. Товарищей он, в каком-то смысле, найдет – в разных вариациях, но Майкл изменился, пройдя через то, чего человек в мирной жизни не возжелал бы пройти никаким способом. Не зря в названии фильма выводится фигура Майкла – охотника на оленей, который больше не может стрелять и убивать.

Пытаясь сейчас выписать эту монументальную картину в текст, я чувствую, что совершаю насилие – моих усилий явно недостаточно, чтобы выразить всю любовь к этой ленте. Без того, чтобы не видеть великолепный актерский ансамбль, оценить лучшую актерскую работу Кристофера Уокена, посмотреть на великолепного Де Ниро (нельзя не упомянуть и Джона Казале, для которого эта роль стала последней – актер боролся с раком и не дожил до премьеры), слышать потрясающую музыку Стэнли Майерса (одна только главная тема фильма склонна вызывать стойкий ассоциативный ряд), проживать целую жизнь с персонажами – без всего этого не будет осознания, насколько это великолепный фильм, от которого сложно оторваться и который дает мощный эмоциональный выброс. «Охотник на оленей» – то кино, которое повлияло на многие антивоенные фильмы. Это эпичная и монументальная вещь о человеке, мужской дружбе, о войне и мире.
Пытаясь сейчас выписать эту монументальную картину в текст, я чувствую, что совершаю насилие – моих усилий явно недостаточно, чтобы выразить всю любовь к этой ленте. Без того, чтобы не видеть великолепный актерский ансамбль, оценить лучшую актерскую работу Кристофера Уокена, посмотреть на великолепного Де Ниро (нельзя не упомянуть и Джона Казале, для которого эта роль стала последней – актер боролся с раком и не дожил до премьеры), слышать потрясающую музыку Стэнли Майерса (одна только главная тема фильма склонна вызывать стойкий ассоциативный ряд), проживать целую жизнь с персонажами – без всего этого не будет осознания, насколько это великолепный фильм, от которого сложно оторваться и который дает мощный эмоциональный выброс. «Охотник на оленей» – то кино, которое повлияло на многие антивоенные фильмы. Это эпичная и монументальная вещь о человеке, мужской дружбе, о войне и мире.

Майклу Чимино и всему актерскому составу удалось показать человека на войне/после войны именно человеком, со всеми его страхами, слабостями и надеждами, а не только лишь суперменами, совершающими подвиги за подвигами. В этом смысле песня, которую напевают в конце герои фильма – “God bless America” – отдает немного звуками пощечин стране, допустившей такое, но тонет в нотах печали за ушедших и хрупкий мир, где живы и здоровы все.

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!