Не секрет, что весь массив художественных произведений можно свести к нескольким сюжетным схемам (правда, насчет того, каким именно, культурологи договорится не могут). Со временем одни из них теряют свою актуальность. Например, "Ромео и Джульетта". Стало сложно изобрести убедительную для современного человека причину, по которой семьи настолько против союза своих детей. Религиозные различия, национальные, расовые, разница возрастов, совпадение пола, вражда родителей? Всем же очевидно, что такие мелочи не могут мешать счастью, а значит, противящиеся союзу любящих сердец — отсталые ретрограды, мнением которых необходимо пренебречь. Конфликта нет, внутренней борьбы нет, повода для трагедии нет, в лучшем случае получится легкая романтическая комедия. Некогда безумно популярный сюжет Принцесса в беде, похоже, окончательно отправился на свалку истории , Золушка... опять же остается в жанре молодежной комедии.
Другое дело Красавица и чудовище! Этот сюжет известен еще со времен античности и не устарел до сих пор. От "Амура и Психеи" ниточка тянется к любовным романам и мыльным операм. На новый лад пересказана история Шарлоттой Бронте, Барбарой Картленд и авторами бесконечного потока женских романов с пышноволосой красавицей в объятиях мускулистого брюнета на обложке. Для меня идеальным воплощением является "Гордость и предубеждение" Джейн Остин.
Суть сюжета Красавицы и Чудовища в том, что некто представляется негативным персонажем, но при более близком знакомстве оказывается вовсе не ужасным, а совсем наоборот. Гилберт Кит Честертон описал это изящной формулой: непонятный баронет, которого считали плохим, а он оказался хорошим.
Чудовищем может быть и герой, и героиня, и даже они оба друг для друга, одновременно или попеременно. В сюжете найдется место для мнимого героя, который окажется совсем не героем или даже злодеем. Близкое знакомство персонажей может быть вынужденным, как в ситуации с магическим браком и браком по завещанию или пребыванием на каком-то замкнутом пространстве, но может происходить и в рамках делового сотрудничества, соседства, общения в одной компании. Чудовище бывает жертвой клеветы, но случается, что негативную репутацию ему создают реальные проступки в прошлом, часто уже изжитые, возможна и намеренная мистификация.
Главная идея Красавицы и Чудовища заключается в том, что существует некое предубеждение, преодолев которое, главные герои узнают истинные характеры друг друга. Все остальное вариативно. Не обязательна даже романтическая составляющая в отношениях персонажей. Чудовищем может быть наставник, например, суровый до жестокости тренер, тянущий команду к чемпионству, мачеха или отчим, даже родные родители, наконец, враг, ставший другом. Это все о том же, о предубеждении, которое необходимо преодолеть.
Есть еще один очень тонкий момент: Чудовище только кажется таковым, на самом деле, герой изначально обладает вполне положительными личными качествами, которые становятся очевидными при близком общении. Если же он действительно совершает некие отрицательные действия, для этого есть серьезный мотив. Возможно, он выполняет должностные обязанности или намеренно выставляет себя в дурном свете, работая под прикрытием, или считает Красавицу вражеским агентом. Чудовище не исправляется под влиянием Красавицы, как это показала студия Дисней в мультфильме 1991 года. Ошибочно считать, что убийца/лжец/алкоголик/бабник только ради любви в одночасье станет добропорядочным семьянином. Однако Красавица может полюбить его и таким, что блистательно описал еще Шарль Перро в сказке "Рике с хохолком".
Уточняю, алкоголик способен завязать с выпивкой, но, во-первых, его мотивирует не только любовь Красавицы, она может оказаться решающим фактором, пресловутой последней каплей, но не единственной причиной; во-вторых, алкоголиком он останется — алкоголиком, который в данное время не пьет. Если Чудовище изменит свое поведение ради дорогого человека, то, что это поведение изначально взывало, никуда не денется, и с этим фактом придется считаться.
Если подумать, Синяя Борода представляет собой dark-версию Красавицы и Чудовища. Эти две сказки, словно стороны одной медали. Интерпретация одной и той же истории в позитивной оптимистичной манере и негативной, предельно циничной. Суть сюжета в узнавании. Героиня должна понять, кто рядом с ней? В Красавице и чудовище она обнаружит за ужасным обличьем доброго и заботливого человека, с которым обретет любовь и счастье. В Синей Бороде узнает страшную тайну близкого, который на самом деле является жестоким убийцей, и ей придется спасать свою жизнь. Красавица и Чудовище неистощимый источник для мелодрамы, любовного романа, драмы. Синяя Борода — образец психологического триллера.
Что интересно, Принц кажется Чудовищем, но не может признаться. Его поступки раскрывают истинный характер, и Красавица сама понимает, какой он на самом деле, какие чувства она к нему испытывает. Синяя Борода ведет изощренную игру — он представляется приличным человеком, но намеренно оставляет героине подсказки. Ему необходимо, чтобы она разоблачила его, совершив проступок, тогда он получит необходимое ему оправдание для очередного преступления.
Интересная трактовка Красавицы и Чудовища у Дианы Уинн Джонс. https://zen.yandex.ru/media/id/5dde3052a6a13c4cb19e6bdc/o-vechnyh-siujetah-5f1315e03b7ad8511ace4ba0?from=editor изменен внешний облик девушки, а юноша представляется ужасным в моральном отношении. На новый лад рассказана история Синей Бороды Кристиной Генри в книге https://zen.yandex.ru/media/id/5dde3052a6a13c4cb19e6bdc/letnie-chteniia-poteriannyi-malchishka-ili-podlinnaia-istoriia-kapitana-kriuka-5f16c77296de701ca77e0fd1?from=editor