В этой статье я подробно расскажу о девятнадцатом эпизоде сериала. Если порядковый номер серии вас несколько смущает, то рекомендую ознакомиться с этой статьёй 😉
Название эпизода: "Война" (War)
Автор сценария: Морис Хёрли (также написал эпизод "Голоса")
Режиссёр: Рене Боньер
Злодей: Доминик, Красная Ячейка
Сюжет: директория Первого Отдела (потерянная в серии "Грей") оказывается в руках террористической группировки "Красная Ячейка", и на агентов начинается охота. В попытках выяснить местонахождение лидеров Красной Ячейки Майкл и Никита попадают в плен, где их жестоко пытают.
Интересные факты.
💣 "Война" — один из самых любимых эпизодов среди фанатов сериала, сочетающий в себе масштабный сюжет и глубоко интимную историю о любви и предательстве. Все элементы серии идеально сходятся вместе: режиссёрская работа Рене Боньера, визуальные находки нового оператора-постановщика Никоса Эвдемона и актёрская игра приглашённой звезды Джеймса Фолкнера (Доминик). Сценарий Мориса Хёрли заостряет конфликт между персонажами и задаёт вопросы, которые до сих пор тревожат поклонников шоу (о прошлом Майкла). Уникальная идея с подвешенными клетками — это то, что выделяет эпизод на фоне остальных.
💣 В серии упоминается, что подстанция Отдела находится в подвале завода по переработке животных отходов. По иронии судьбы, именно на таком заводе проходили съёмки, только, естественно, в Канаде, а не в Германии. Территория завода была настолько грязной и заброшенной, что представляла угрозу для всей съёмочной группы. Внутри стояла такая вонь, что многим приходилось носить на носу бельевые прищепки. К счастью, никто из актёров и других задействованных лиц не пострадал.
💣 Джоэл Сурноу пригласил сценариста Мориса Хёрли поработать над сериалом, так как знал, что его идеи всегда очень оригинальны и даже провокативны. Он помог привнести в шоу много нового и расширить горизонты, однако, частенько его энтузиазм приходилось охлаждать, а некоторые сценарные ходы значительно сглаживать. То же самое произошло и с "Войной": по версии Хёрли, Майкл должен был сообщить в конце, что вся история с Симоной — ложь, придуманная Отделом, чтобы манипулировать Никитой. На самом деле, он никогда не был женат и не имел никакого сына.
Создатели посчитали, что такое развитие событий было бы слишком жестоким и выбивающим почву из-под ног. Зрители бы просто не знали, чему теперь верить, а чему нет, пришлось бы сомневаться в самых базовых фактах. При первой редакции сценария оставили только фразу про то, что у Майкла не было сына. При второй редакции решили и вовсе отказаться от откровений по поводу прошлого и сконцентрироваться на чувствах между Майклом и Никитой.
Фраза, которую Майкл говорит в самом конце, целуя Никиту — "Не всё было ложью" — достаточно двусмысленна, чтобы зародить в голове фанатов целый ворох идей. На форумах довольно долго обсуждалось, что именно не было ложью, и многие зрители действительно поверили в то, что у Майкла был сын. Так как подобное развитие событий никогда не задумывалось сценаристами, разъяснения были даны во втором сезоне, в серии "Жертва" (Soul Sacrifice).
💣 В изначальной версии сценария была сцена, где шеф разговаривал с неким "Полковником" во время брифинга в Отделе и получал от него нагоняй на глазах у остальных оперативников. Позже в своём офисе шеф благодарил Полковника за то, что тот придал сотрудникам дополнительную мотивацию. Создатели посчитали, что сцена будет отвлекать внимание от основного сюжета, а также оставит слишком много вопросов у зрителей касаемо того, кто управляет Отделом. Так как иерархия организаций всё ещё не была продумана, решили оставить только раздражающие звонки от Джорджа.
💣 Также была вырезана значительная часть диалогов между Майклом и Никитой, в которых Майкл рассказывал о роли Симоны в Отделе (добыча информации), раскрывал, что до сих пор чувствует вину за её смерть, и одновременно признавался Никите в любви. В итоге, создатели посчитали, что игра Роя Дюпюи была красноречивей любых слов и оставили диалоги достаточно двусмысленными. Это стало идеальной приманкой для зрителей.
💣 Ошибка сценария: Биркофф, должно быть, так разволновался из-за необходимости эвакуации, что тянет в рот всё, что попало. На месте диска должен был быть шоколадный батончик.
💣 Во время выстрела из базуки дверь взрывается внутрь, а не наружу. Похожая ошибка была допущена и в серии "Одержимая". Так как сцена была очень короткой, и ошибка практически незаметной, исправления вносить не стали.
💣 Как и в серии "Голоса", Морис Хёрли был указан в титрах только сценаристом, хотя также исполнял роль "креативного консультанта" (creative consultant). Подобное было обусловлено меткой "канадского контента", которую должен был поддерживать сериал.
💣 В этой серии мы узнаём, что в квартире Никиты есть выход на пожарную лестницу, где она прячется, чтобы подстрелить врагов. Больше эта лестница в сериале использована не будет.
Музыка.
🎶 Keoki 'Majick' (Cirrus Remix)
Никита делает упражнения в начале серии.
Комментарии создателей.
Рене Боньер:
"Война" была первым эпизодом, над которым мне довелось работать, и я не был уверен, насколько хорошо впишусь в общую атмосферу шоу. Я всегда говорил, что очень многое зависит от актёров. В "Никите" это оказалось особенно верным: самое важное, что я делал, — это слушал Роя и Пету. Я рад, что доверился им.
Мои комментарии.
🎬 Самое начало серии, где Никита раздевается, — это, на мой взгляд, своего рода "ответ на обнажёнку" из серии "Одержимая". Там демонстрировали прелести Роя, а теперь пришла очередь Петы. Признаться, её показали гораздо более скромно, все "лакомые" места кокетливо прикрыты 😁
🎬 Конечно, это одна из самых любимых серий первого сезона, так как на первый план наконец-то выходят отношения Майкла и Никиты. Классический трюк сериала, который впоследствии будет изъезжен вдоль и поперёк: Майкл вроде бы обманул, но не совсем 😋 Где-то во всей этой масштабной манипуляции кроется Большое-Светлое-Чувство-Которое-Нельзя-Называть.
Я больше не знаю, что такое любовь, но единственное, что во мне не умерло, — это ты.
Не всё было ложью.
Многие задавались вопросом, на каком этапе Майкл понял, что Никита ему не безразлична. И если в первой половине сезона он действительно мог убедительно лгать самому себе, то здесь всё-таки наступило просветление.
Любопытно также, что, когда Никита распознаёт обман, Майкл предлагает ей "завершить разговор позже". Что если бы она действительно пришла к нему позже? Признался бы он ей, что "не всё было ложью"? Рискнул бы поцеловать?.. Думаю, что нет.
🎬 В этой серии есть редкий момент, когда Вальтер выступает не в роли наставника Никиты, а, наоборот, теряет самоконтроль и выплёскивает на неё свои эмоции.
Также чуть позже он повздорит с шефом, что положит начало долгой и таинственной истории их взаимоотношений. Шеф здесь впервые предложит Вальтеру сменить его на посту руководителя, и Вальтер стыдливо откажется. В последующих сезонах он будет вести себя более смело.
🎬 Никита демонстрирует оригинальный способ забраться по отвесной стене здания.
🎬 В этой серии действительно один из самых харизматичных злодеев первого сезона, да и всего сериала в целом. Доминик умён, хладнокровен и не хуже Мэдлин умеет подбирать "ключи" к своим жертвам. Здесь понимаешь, почему Красная Ячейка — самые опасные враги Первого Отдела.
🎬 Доминик пытает Никиту довольно изощрённым способом — клеткой с крысами. Нечто подобное будет ещё раз использовано в сериале чуть позже во время допроса в Белой Комнате. Примечательно, что Доминик подобрал именно эту пытку, исходя из информации в профиле Никиты. Интересно, почему она боится крыс? Из-за того, что росла на улице?..
🎬 Очень нравится момент, когда Майкл приходит спасать Никиту. Её чувства передаются одной единственной деталью — дико бьющимся пульсом, превышающим страх от любых пыток.
🎬 Когда Доминик пытает Майкла, звучит фраза, что Майкл больше всего боится обесчестить себя. Здесь вполне логично задаться вопросом, так ли это на самом деле? Насколько вообще Майкл честолюбив и амбициозен? И боится ли он хоть чего-то в своей жизни? Думаю, он был идеальным солдатом как раз таки из-за того, что имел очень мало "слабостей". Собственно, единственной его слабостью был сын (о котором мы узнаем в третьем сезоне), а потом такой стала и Никита. По-настоящему его можно было пытать, только угрожая жизням близких.
🎬 Это первый раз в сериале, когда Никита убивает человека не по приказу или в целях самозащиты, а из желания отомстить.