Найти в Дзене
"Хомо люденс"

6 примеров неформатных ролей популярных советских актеров: Миронов-Энгельс и др.

Оглавление

Часто мы привыкаем к конкретным амплуа любимых актеров и уже не представляем, как они могут играть что-то иное. Порой для актеров такие зрительские привычки, доходящие до штампов-стереотипов, довольно болезненны.

Так, Александр Демьяненко мечтал сыграть серьезную роль, например «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» и воплотиться в Гамлета. Но публика упорно видела в нем комедийного Шурика.

Сыграть пресловутое иное трудно. Чаще всего это бывает:

  • либо «на заре туманной юности», когда актеры еще не успели устояться в рамках какого-то амплуа и хотят попробовать себя в разных жанрах,
  • либо во 2-й части актерской карьеры, когда любимец публики уже успел зарекомендовать себя в каком-то конкретном жанре, но этот жанр ему надоел и актер хочет попробовать «что-то новенькое».

А как бывало, когда актеры все же вырывались из «тисков» стереотипов и играли неформатные роли? Давайте рассмотрим 6 любопытных примеров.

Примеры 1 и 2. Игорь Кваша – Карл Маркс, Андрей Миронов – Фридрих Энгельс

В 2-серийном фильме режиссеров Григория Рошаля и Азербайжана Мамбетова «Год как жизнь» был показан один из периодов жизни 2 любимых в нашей социалистической стране идейных лидеров: Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Фильм снимался в 1966 г., поэтому не было ничего удивительного в таком интересе к этим коммунистическим «гигантам мысли».

Удивительное было в другом: в роли Маркса снялся Игорь Кваша, а в роли его друга-соратника Энгельса – Андрей Миронов.

Обоих актеров сложно представить в этих образах.

Кадр из фильма "Год как жизнь"
Кадр из фильма "Год как жизнь"

Вот кто/что приходит вам на ум, когда вы слышите фамилию Кваша? У меня лично – пастор из «Человека с бульвара капуцинов». Ну, в любом случае какая-то комедийная роль.

А между тем, спустя год после Карла Маркса, он сыграл еще и революционера Якова Свердлова – в картине «Штрихи к портрету В. И. Ленина» и в фильме «Большевики» Михаила Шатрова. Ну, очень идейное было время!

А кто/что вам представляется, когда говорят об Андрее Миронове? Однозначно комедийные герои – этакие веселые, позитивные, шалопаистые, порывистые, уж-жасно обаятельные! Ну, или, во всяком случае, милые джентльмены а-ля Джонни Фёст из того же «Человека с бульвара Капуцинов».

Между прочим, Маркса с Энгельсом снимали в Германии (разумеется, в ГДР). И все было весьма строго и серьезно.

Но уже через год Миронов «опомнился» и снялся в «Берегись автомобиля».

Впрочем, спустя много лет, в 1985 г., Миронов в аудиокниге озвучил… Энгельса.

Примеры 36. Андрей Тарковский: любовь к неформату

Андрей Тарковский и вообще был неформатным режиссером, и актеров брал в свои фильмы на роли, довольно нестандартные для них.

Вот, к примеру, Маргарита Терехова. Обычно истеричная, на грани. В кино-образах она балансировала между интриганкой Mиледи, этой помощницей кардинала в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», и внешне чопорной, но внутренне крайне эмоциональной и ревнивой графиней в «Собаке на сене». А у Таковского она сыграла вдумчивые рефлексивные роли в фильме «Зеркало» и в спектакле «Гамлет».

И тут Маргарите вместо привычных ей истеричных манер пришлось сыграть с минимумом внешних средств, во многом на молчании, часто почти без грима – передавая глубину психологических переживаний.

И некоторые критики даже назвали Терехову актрисой Тарковского, говорили, что он ее «закодировал»…

Кстати, гораздо позже, в 1990 г., Тереховой доверили сыграть и мать Арсения, и мать Андрея Тарковских – в картине «Посредине мира».

Еще одна неформатная актриса – Алиса Фрейндлих в «Сталкере».

Эта забитая жена Сталкера совсем не похожа на величественную королеву Франции из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» или властолюбивую директрису из «Служебного романа». Но под чутким руководством режиссера «госпожа Фрейндлих» (как он называл ее) смогла раскрыться.

Кстати, ее монолог в конце «Сталкера» – во многом импровизация.

Еще один неформатный актер показан в исторической кинодраме. Тарковский пробивал на роль Андрея Рублева претендента, которого не хотел принимать художественный совет. Историки утверждали, что Анатолий Солоницын не похож на художника Древней Руси. Однако режиссер видел Рублевым только его – и в итоге отстоял.

И сейчас мы можем сказать, что вряд ли кто-от другой смог бы сыграть так же тонко, душевно, как Солоницын.

Наконец, на роль Хари в фантастическом «Солярисе» режиссер взял Наталью Бондарчук, которая была неформатной еще и в «политическом» смысле: за спиной шушукались, что взяли не столько актрису, сколько дочь известного режиссера (Сергея Бондарчука). Но Тарковский был выше сплетен.

И актриса сыграла замечательно. Пожалуй, это лучшая Хари, которая могла бы быть у Тарковского.

Итак, долой стереотипы! Даешь импровизации!