Найти тему
Уголок тепла

«Куда идёт молодежь?». Проблема нравственных ориентиров на примере рассказа «Людочка» В. П. Астафьева

Воробьиная, кромешная, пронзительная,

Хищная, отчаянная стая голосит во мне.

Егор Летов

Часто в обществе ставится проблема нравственных ориентиров. Она касается буквально каждого из нас. Особое внимание в ней, однако, отводится молодому поколению. На него возлагаются большие надежды. За ним видится будущее. Все без исключения хотят видеть будущее прекрасным. Когда становится понятным, что молодежь не оправдывает ожиданий, и стремления её оказываются совершенно иными, старшие начинают её ругать. А стремления в свою очередь определяются нравственными ориентирами.

«…удручающее невежество! …Неужели настолько уже выпрямились мозги, что все идёт напрямую скользит и куда-то уходит? Что-то должно там в извилинах застревать. Нет, ничего. Вот одни ритмы, одни танцы, блуд, секс…», - говорит про молодёжь в одном из своих интервью Виктор Петрович Астафьев. Писатель никогда не был равнодушен к духовной жизни России. Он был борцом за возрождение нашей культуры. Астафьев призывал спасать её от уничтожающего разврата. Взгляд писателя на происходящее отразился в его рассказе «Людочка». Моральный упадок предстает в образе загона-зверинца. «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Взмокшие, горячие от разнузданности, от распоясавшейся плоти, издевающиеся надо всем, что было человеческого вокруг них, что было до них, что будет после них, душили в паре себя и партнера, бросались на огорожу, как на амбразуру в военное время, человекоподобные пленные, которым некуда было бежать». Автор показывает полную распущенность этого «стада». Он смотрит на картину с горечью. Молодые люди оказались в плену сиюминутных похотливых желаний. Они живут ради удовольствия. Их не заботит собственная судьба. Какие же надежды, возложенные на них, они смогут оправдать?

Есть, правда, среди молодёжи и те, кто никак не относится к «стаду». Ценности у них другие, они стремятся улучшить мир. Виктор Петрович сочувствует им: «…они живут среди такой шпаны оголтелой, такого безумия и бездумия, что в неё просто пальцем тычут». Нередко мы можем услышать про «белых ворон». Это они и есть. «Белым воронам» чужды ценности «стада». Потому они часто встречаются с непониманием со стороны последних. А то и вовсе с большим давлением. За примером обратимся к тому же рассказу «Людочка». Главная героиня - девушка послушная. Она была не похожа на нынешнюю молодежь, которая, по словам Гавриловны сразу охомутает и поедет на тебе. Людочка лишена наглости. В её характере была слабинка. Этим, безусловно, окружающие люди пользовались. Тучи, которые сгущались над Людочкой, никто разогнать был не в силах. Она – луч света в темном царстве. Так принято говорить про островскую Катерину .Можно сказать то же самое в отношении Людочки. Героиня боялась этого «темного царства» вокруг неё. Она не захотела принимать его.

Людочка не в силах была бороться. Она отступила. Кто же в силах бороться с пороками общества? Среди поколения Людочки нашёлся такой человек. Для многих он олицетворяет протест. Звали его – Егор Летов. Также как и Астафьев, в своем творчестве он был прямолинеен. Отличие только в том, что Виктор Петрович никак не мог так высказываться на протяжении нескольких лет. Летов смело говорил то, что думал. Не мог он молчать. Он призывал молодёжь: «Родина ждeт вас — безнадeжно-молодых, отчаянных и непокорных. Требуйте и достигайте невозможного! Наступите на горло своей тоске, апатии, лени. Казните свой страх…. Не позорьте же себя и свое будущее. Встаньте!».

Вернусь, однако, к великому земляку. Виктор Петрович очень хотел сохранить всё духовное наследие русского народа. Он был с этим народом бок обок. Нравственные проблемы он сильно ощущал. В его произведениях все живо, ничем не приукрашено. Писателю было это ни к чему. Стремясь показать читателя, таким, какой он есть, Астафьев направлял его к истине. И направляет сегодня. Хотелось бы верить, что его слышат, идут по следам в свое светлое будущее.