Найти тему

Везение – подарок судьбы или навык?

Независимо от того, трудяга ты или лентяй, каждый из нас всегда надеется на удачу и везение. Даже такой серьёзный и значительный человек, как Уинстон Черчилль, сказал когда-то: «Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на Титанике все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!».

Как правило, мы считаем удачу подарком судьбы и влиянием высших сил. Мы готовы испытывать фортуну, делая ставки, заключая пари или ввязываясь в рискованные предприятия. Но мало кому придет в голову тренировать удачливость. А, между тем, исследования психологов и социологов говорят о том, что везение – это совокупность навыков. И даже предлагают программы обучения, чтобы стать более удачливым. Заинтригованы? Тогда расскажу подробнее.

Все мечтают о своей золотой рыбке, которая поможет воплотить желания в жизнь!
Все мечтают о своей золотой рыбке, которая поможет воплотить желания в жизнь!

Исследования, посвященные изучению феномена удачи, долгие годы проводил Ричард Уайзман. Он сделал серию интересных экспериментов, чтобы понять, чем удачливые люди отличаются от невезучих.

Эксперимент заключался в следующем: на дороге лежала банкнота достоинством $20. Удачливые ее сразу же находили и поднимали, невезучие ее почему-то не замечали. Подобный эксперимент может показаться глупым. Однако Уайзман приходил к подобному результату в течение 10 лет – с 1993 по 2003 год; свои исследования он описал в книге «Фактор удачи: 4 главных принципа», опубликованной в 2004 году.

Ещё в одном из исследований Уайзман попросил добровольцев подсчитать количество фотографий в газете. Перед этим он разместил в ней – крупным шрифтом на полполосы – объявление с текстом: «Хватит считать! В газете 43 фотографии». Через несколько полос появлялся другой текст: «Хватит считать! Покажите организатору эксперимента это объявление, и заработаете $250». Уайзман выяснил, что те люди, которые назвали себя неудачниками, продолжали считать фотографии до последней страницы. Из этого можно сделать вывод, что удача как-то связана с наблюдательностью.

Он сформулировал четыре основных принципа максимизировать шансы на удачу:

1. прислушиваться к интуиции,

2. наблюдательность,

3. общительность,

4. извлекать пользу даже из невезения.

Уайзман создал свою «школу удачи». Методы, практиковавшиеся в школе, включали медитацию (для усиления интуиции), релаксацию, визуализацию счастливого случая и беседу по меньшей мере с одним незнакомым человеком в неделю. По словам Уайзмана, спустя месяц он побеседовал с участниками своей школы и выяснил, что 80% из них признали себя более удачливыми и счастливыми людьми.

Ещё один специалист, заинтересовавшийся изучением везения и предложившим свою программу обучения, стала социолог Кристина Картер (Калифорнийский университет). Она рассказала, что обучение навыкам везения помогло в первую очередь ей самой - по натуре склонной к тревоге женщине, хотя и дались эти новые навыки с трудом.

Социолог определила, что везению способствуют:

- открытость новому опыту,

- наблюдательность,

- способность расслабляться,

- умение поддерживать социальные связи,

- навыки общительности, то есть умение разговаривать с незнакомцами.

По сути это означает быть более открытым как физически, так и эмоционально к своему окружению.

Чем наблюдательнее человек, тем больше у него шансов заметить какую-либо ценность или избежать трагедии. Эти люди не притягивают удачу и новые возможности неким волшебным образом - просто в отличие от тех, кто утыкается в экраны смартфонов, они более внимательны к происходящему и не витают в облаках.

Это также означает, что наша тревожность или нервозность снижает шанс на удачу. Ученые доказали, что человек, испытывая тревогу, теряет периферийное зрение - угол обзора резко сужается (как в туннеле). Испытывающие тревогу люди подсознательно направляют все свое внимание на потенциальные угрозы и не обращают внимание на окружение. К тому же, такие люди куда менее склонны беседовать с незнакомцами, говорится в одном из исследований.

«Мы учим детей не разговаривать с незнакомцами и опасаться других людей. Это отрезает их от возможностей, которые могли бы дать эти люди, а также порождает в детях тревожность», – считает Картер. Ее идея чрезвычайно проста: надо научить детей разговаривать с незнакомцами, уменьшить в детях страх и чувство тревоги и, следовательно, открыть их к возможностям, которые эти люди могут предоставить. Она создала онлайн-курсы для родителей, стремящихся воспитать более счастливых детей.

Так что, тренируйте свою удачливость и везение – это всего лишь навыки, с помощью которых можно поворачивать жизненные обстоятельства в свою пользу. В следующий раз я расскажу, как можно развивать наблюдательность и внимание, чтобы стать более удачливыми и везучими.

Не забывайте подписаться на мой канал, ставить лайки, делиться комментариями. Давайте поддержим друг друга в борьбе с ленью и в поисках мотивации к реализации мечты!