Найти тему
Капитан A320

Штурвал или ручка? Что лучше?

Чтобы было проще для понимания, предлагаю (ну как всегда) начать издалека. Вот три самолета - Як-52, Як-18Т и Ан-2. На Як-52 применена ручка, на Як-18Т и Ан-2 штурвал. Почему так? Як-52 самолет пилотажный, очень чутко реагирует на управление, а одной рукой управлять получается точнее чем двумя. Попробуйте воткнуть иголку в деревяшку и вдеть в нее нитку. Сначала держите нитку одной рукой, затем двумя - разница очевидна.

Як-52, используются РУС(ручки), посадка в кабину - сверху, через фонарь.
Як-52, используются РУС(ручки), посадка в кабину - сверху, через фонарь.

А вот Ан-2 тяжелее чем Як-52 в 4 раза, соответственно он и более инертный и усилия на органах управления намного больше - поэтому тут стоит штурвал. Большую часть времени пилот держит его двумя руками.

Кабина Ан-2 (фото из открытых источников)
Кабина Ан-2 (фото из открытых источников)

А что же Як-18Т, ведь он почти такой же мелкий и верткий как и Як-52, почему тут штурвал? А все дело в эргономике. В Як-52 мы влазим сверху - через фонарь кабины, ручка не мешает. А в Як-18Т боковые двери, с ручкой было бы неудобно, поэтому и применили штурвал - он не мешает. Итого: ручка обеспечивает большую точность в управлении (на всех пилотажниках и почти всех истребителях используются ручки) , штурвал позволяет справится, если в управлении большие усилия, плюс, со штурвалом удобнее посадка в кабину через боковую дверь.

Кабина Як-18Т, штурвал не мешает при посадке в кабину (фото из открытых источников)
Кабина Як-18Т, штурвал не мешает при посадке в кабину (фото из открытых источников)

Перейдем теперь к современным гражданским самолетам: Airbus A320 и Boeing 737. На А320 стоит ручка (Sidestick - боковая ручка управления), на 737 - классический штурвал. Дело в том, что на А320 применена электродистанционная система управления (ЭДСУ/Fly-by-Wire), то есть нет механической связи органа управления в кабине и рулевых поверхностей, усилия на сайдстике минимальны и обусловлены только действием пружин. Это позволило как сэкономить 100-200 кг (убрав проводку управления), так и внедрить кучу защит. Кроме того, сайдстик установлен на "подоконнике", что позволило освободить место в кабине, эргономика великолепна. Но не опасно ли это? Нет. Система управления имеет многократное резервирование и за 30 лет эксплуатации А320 катастроф не было ни разу. В то же время на 737 используются штурвалы. Дело в том, что самолет этот разработан еще в 60-е годы, когда о современной ЭДСУ и речи не было - на Boeing 737 имеется полноценная механическая проводка от штурвалов к рулевым поверхностям. А гидросистем всего 2. Вот и получается, что в случае отказа обоих гидросистем пилотам придется управлять самолетом только за счет мускульной силы (и такие случаи были). А вот с точки зрения эргономики это не самое удачное решение.

Кабина Boeing 737 (фото из открытых источников)
Кабина Boeing 737 (фото из открытых источников)

И последний вопрос: "Получается, что командир А320 вынужден управлять самолетом ЛЕВОЙ рукой? Удобно ли это?" На самом деле - удобно. Привыкнуть к этому хватает одной тренажерной сессии. Так что - ничего страшного в этом нет. Ведь и командиры 737 управляют самолетом ОДНОЙ ЛЕВОЙ рукой в самые ответственные моменты полета - правая рука управляет РУДами (двигателями). Вот только им приходится левой рукой управлять штурвалом, на котором усилия в разы больше чем на сайдстике. И ничего, никто не жалуется.

Кабина Boeing 787 (фото из открытых источников)
Кабина Boeing 787 (фото из открытых источников)

А как же другие современные самолеты с ЭДСУ, не Airbus? Ведь там же штурвалы (или что-то на них похожее)? Скорее всего дело в психологии и философии фирм производителей. На Boeing 787 Dreamliner стоит штурвал, а на Airbus A380 - сайдстик. Просто потому, что на фирме Boeing одни традиции, а на фирме Airbus - другие.

Кабина Airbus A380 (фото из открытых источников)
Кабина Airbus A380 (фото из открытых источников)

Больше статей - тут!