Найти тему
Классическая ГИТАРА

Какая польза от игры гамм?

Послушаем пару мнений.

Gary Heimbauer

К сожалению, большинство преподавателей гитары начинают с гамм, в то время как реально их нужно учить только вместе с песнями и риффами. В результате ученики просто изучают свои гаммы, что никак не связано с той музыкой, которую они хотят играть. Их навыки не развиваются, они скучают, измучены и играют механически.

Изучите риффы песен, которые вы любите, а затем выясните, в какой тональности они находятся. По мере того, как вы учитесь играть саму песню, выучите соответствующую ей гамму и посмотрите, как рифф был построен в рамках этой гаммы. Теперь вы соединили две вещи, и ваши знания уже являются музыкальными.

Вышесказанное не значит, что занятия гаммами не ценны — я делаю это постоянно, и это было важной частью моего развития. Гаммы помогут вам развить технику, ритмичность и беглость, но нужен правильный способ их использования.

Для техники:

  • Тренируйтесь играть гамму вверх, а затем вниз, в постоянном темпе с хорошим звукоизвлечением. Найдите свой базовый темп, используя метроном, а затем постепенно его увеличивайте.
  • Применяйте мелодические паттерны, например, две ноты вперёд, одна назад и так далее. Например, если ноты по гамме 1,2,3,4,5,6,7, сыграйте 1,3,2,4,3,5,4,6,5,7, а затем вниз, 7,5,6,4,5,3,4,2,3,1.

Для творчества и музыкальности:

  • Научитесь играть мелодию, которая вам нравится, в рамках аппликатуры соответствующей ей гаммы. Постарайтесь, чтобы это звучало так, как будто вы поёте, применяя такие приемы, как слайды, вибрато, изменение громкости и легато.
  • Поставьте минусовку и импровизируйте в аппликатуре гаммы, создавая свои собственные рифы и лики. Опять же, постарайтесь звучать как можно более вокально, применяя различную артикуляцию, легато и стаккато.

Основной момент здесь заключается в том, что практика и изучение гамм — это не музыка сама по себе. Но изучая гаммы одновременно с риффами и песнями, которые их используют, применяя мелодические паттерны, пытаясь играть знакомые мелодии, импровизировать и сочинять с помощью гамм, вы ощутите, насколько гаммы важны.

Jeffrey Agrell

Игра гамм на любом инструменте гораздо менее полезна, чем обычно считают классические и некоторые неклассические игроки. Я говорю это как специалист по классическим духовым, а также как игрок на классической и джазовой гитаре.

Гаммы — это самый простой способ выучить все ноты, и вначале они могут принести некоторую пользу, чтобы помочь вам поставить хорошую технику (постановку рук и так далее). Но вот в чём дело: очень мало реальной музыки похоже на гаммы, которые мы так усердно практикуем.

Таким образом, вы проводите всё свое время, работая над чем-то, что вы (почти) никогда не будете использовать в реальном мире музыки. Гаммы популярны среди учителей, потому что их легко задавать, легко показывать и легко оценивать.

Но гаммы — как музыкальное измерение — очень мало говорят о технике и ничего не говорят о музыкальности. Наша цель как музыкантов — быть разносторонними, быть готовыми ко всему. Практика гамм — вверх и вниз, 1, 2, 3 октавы — готовит вас к… игре гамм вверх и вниз. Странно, что важнейшая подготовка к исполнению музыки является чем-то таким скучным и узким, как игра гамм, не так ли?

Так в чём же альтернатива? Разнообразие. Если вы хотите узнать город, не двигайтесь только вверх и вниз по главной улице. Постоянно проходите все боковые улицы. Вот некоторые идеи для практики гамм:

  • Играйте разные «объёмы», а не только октавы. Гамма в пределах октавы в качестве единственного варианта для тренировки плоха.
  • Меняйте ритм: играйте триоли, свинг, пунктир и так далее. Добавьте паузы.
  • Добавьте акценты, регулярные и нерегулярные. Начинайте с затакта, а не всегда с сильной доли.
  • Меняйте артикуляцию: легато, стаккато и скольжения.
  • Меняйте тембр: играйте над грифом или у подставки.
  • Меняйте динамику: играйте громко, тихо, крещендо и наоборот.
  • Начинайте гамму от любой ноты, а не только от тоники.
  • Играйте гаммы с партнёром: в унисон, каноном, триоли против дуолей и тому подобное.

И всё это — только начало, так как это только вверх и вниз по гамме. Следующий шаг — различные мелодические шаблоны (в основном — украшения ступеней гаммы). Например, гамма в таком порядке: 1 2 1 2 3 2 3 4 3 4 5 4 5 6 5.

Помимо гамм, вы должны тратить столько же времени и на арпеджио.

Последний шаг — использование материала гаммы для импровизации музыки. Начните с мотива (короткая мелодическая идея), повторяйте его, перемещайте его, играйте назад и «вверх ногами», растягивайте, сжимайте. Начните это делать в узком диапазоне, в медленном темпе.

Постепенно исследуйте «территорию» вокруг каждой ноты, сначала пошагово, а затем добавьте небольшие скачки. Сделайте это с источником ритма (метрономом или драм-машиной). Теперь вы делаете свою музыку на своём инструменте!