Едва мы успеем оправиться от кризиса, вызванного пандемией коронавируса, как нас ждет новый, уверен футуролог Кирилл Игнатьев. При чем здесь потребление углеводородов и что ждет электротранспорт?
Рецессия будет самой долгой за нашу жизнь. И важный вопрос: доживем ли мы в таких условиях до нового кризиса или будет несколько лет передышки?
В любом случае следующий кризис вероятен в середине 2020-х годов. Он будет последним нефтяным, в том смысле, после него нефть перестанет быть ценообразующим маркером для биржевых товаров и сместится с глобальной роли на региональную.
До сих пор распространены сомнения, что электротранспорт завоюет мир. Одни говорят, что это маркетинг гениального Илона Маска, и бензин никуда не денется. Другие выдвигают популярные альтернативы: топливные элементы и сжиженный природный газ (СПГ).
Однако за последние 40 лет стоимость производства СПГ снизилась всего в два раза, что объяснимо: 40% занимают дорогие процессы сжижения и регазификации. Никаких прорывов в совершенствовании газовых двигателей, равно как и бензиновых, уже не ожидается.
Почему электротранспорт победит конкурентов в легковом сегменте:
Возможность повсеместно внедрить электрозарядку обусловит быстрое развитие технологий
Это дешевые решения для каждого гаража, обочины, стоянки, не требующие дорогого строительства и соблюдения экологических стандартов.
Электрозарядка может быть бесконтактной
Это абсолютный прорыв по сравнению со всеми конкурирующими видами топлива. Даже подзарядка при движении по дороге уже опробована в Китае и во Франции.
Индустрия аккумуляторов активно растет
Удешевление и увеличение мощности аккумуляторов происходит с большой скоростью. Высок потенциал развития как литий-ионных аккумуляторов, так и углеродных, литий–кислородных и литий–кремниевых. За ближайшие 15 лет «1 тыс. км без подзарядки» может стать стандартом для электромобилей.
Электромобили имеют массу других преимуществ для пользователя
Простота эксплуатации, низкие затраты на сервис, лучшая безопасность из-за отсутствия тяжелого двигателя в передней части кузова, высокая динамика и мощность, низкий уровень шума, бесплатная парковка в крупнейших городах, включая Москву.
Электромобили экологически окупаемы в период жизненного цикла от производства до утилизации
Вредное с точки зрения выбросов СО2 производство литий-ионных аккумуляторов в среднем за десять месяцев компенсируется отсутствием соразмерных выбросов при эксплуатации электромашины. Для дополнительной электроэнергии не потребуется больше углеводородов. Теперь рост мощностей дают возобновляемые источники, на которые в 2019 году пришлось 72% введенных энергетических проектов.
Прогноз: условия для нового кризиса, связанные с падением спроса на углеводороды, сложатся в середине 2020-х годов.
Тогда число электромобилей в эксплуатации превысит 50 млн единиц, что сопоставимо с половиной всего годового производства машин в мире. В 2023 году, по достаточно консервативным прогнозам Bloomberg New Energy Finance, cтоимость литий-ионной батареи для электромобиля понизится до психологической отметки $100/кВт·ч.
До этого можно ожидать принятия законов и стратегических документов производителей в поддержку электротранспорта.
Сниженный спрос в период рецессии и прогнозируемый кризис сформируют новую среднюю планку цен на нефть в 2020-е годы. В следующем десятилетии показатель может составить $35.
Кризис в середине 2020-х будет позитивнее. Структурная перестройка, о которой писали десятки лет, начнется глобально. Она максимально затронет устаревающие форматы и незначительно высокотехнологичный бизнес. Вопреки распространенному мнению именно кризис, а не новые автоматизированные технологии, станет главной причиной безработицы. За нее будет ответственен старый неуспешный бизнес, а новый предложит решение этой проблемы. «Нефтяной век» сменится на приоритет электричества, нанотехнологий и антропономики.